Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "интерпретация методов исследования" с детальным описанием.
Содержание
- 1 48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.
- 2 Методы исследования
- 3 Интерпретация и обобщение результатов исследования.
- 4 Методы анализа и интерпретации результатов качественных исследований
- 5 Генетический и структурный методы интерпретации данных.
- 6 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.
За количественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов. Качесттвенная, теоретическая обработка данных.
Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.
Описание (интерпетация) дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения
Виды объяснения в психологии:
Ж.Пиаже предложил выделить два основных типа объяснений: 1) редукционизм – упрощающие объяснения и 2) конструктивизм – построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. Внутри этих двух типов имеются разновидности:
а) физические (физикалистские) объяснения;
б) физиологические (органические, срганистские) объяснения;
в) социологические (психосоциальные) объяснения.
Модели прижизненного опыта.
Модели врожденного опыта (генетические).
Психологический редукционизм заключается в сведении в психологических рамках сложного к простому.
Внепсихологический редукционизм – объяснение психологических факторов причинами непсихологического характера
Физические объяснения являются сведением психического к физическому. (физические гештальты напр.)
Физиологические объяснения состоят в сведении психического к физиологическому.(теория эмоций Джеймса Ланге)
Социологические объяснения – поиск причин индивидуальных реакций и индивидуального поведения в сфере микросредовых (а в некоторых случаях и макросредовых) социальных взаимосвязей (концепция мотивации Маслоу)
Объяснение через модели прижизненного опыта. Объяснение здесь сводится к обращению к приобретаемым формам поведения, однозначно определяемым воздействиями среды, т. е. через феномен научения. (Бихевиоризм)
Объяснение через генетические модели. Объяснительный принцип – врожденные поведенческие конструкции (Импиртинг)
Объяснение через абстрактные модели. Производится отвлечение от разнообразия в формах поведения и реакций и апелляция к наиболее общему их выражению.
49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.
интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?
Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.
Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.
Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.
Методы исследования
Расшифровка и интерпретация методов исследования
После ознакомления с жалобами больного и сбора анамнеза врач, согласно классике жанра, приступает к объективному исследованию больного . Вряд ли, конечно, объективное исследование (status praesens) правомочно называть «объективным исследованием». Всё-таки, как не крути, это субъективное суждение конкретного врача.
По традиции объективное исследование разделяется на основные и дополнительные диагностические методы.
- Основные методы исследования включают в себя осмотр, измерения, ощупывания (пальпация), выстукивания (перкуссия), выслушивания (аускультация). Основными их называют потому, что врач выполняет их самостоятельно в отношении каждого больного (при первичном и повторных осмотрах). А также потому, что после них врач определяется с решением — какие ещё дополнительные диагностические методы (лабораторные, инструментальные и др.) следует назначить для распознавания или уточнения болезни.
- Дополнительные методы исследования выполняются, как правило, не самим врачом, а другими специалистами. Название «дополнительные методы исследования» также является неудачным, поскольку многие из лабораторно-инструментальных диагностических тестов играют решающую роль при постановке диагноза (например, нет диагноза пневмонии без рентгенограммы грудной клетки или нет диагноза тиреотоксикоза без оценки функции щитовидной железы).
Говоря о расшифровке и интерпретации методов исследования, необходимо помнить, что интерпретация результатов клинического осмотра либо инструментальных методов диагностики (например, таких как электрокардиография или рентгенография) необъективна. Утверждать обратное, значит, демонстрировать отсутствие практического опыта.
Обычно двум врачам не удаётся достичь согласия по результату объективного исследования или интерпретации диагностического теста чаще чем в 2/3 случаев. Степень согласия между двумя врачами (исключая случайные совпадения) может быть выражена математически в виде показателя κ (каппа). Показатель 1,0 означает абсолютное (100%) согласие. Например, значение κ (каппа) для специалистов, оценивающих стадию диабетической ретинопатии по снимкам глазного дна или результаты маммографии, составляют соответственно 0,55 и 0,67 (см. Sackett D.L. et other. Clinical Epidemiology — a Basic Science for Clinical Medicine. — Lond.: Little, Brown, 1991 ).
В отношении лабораторных данных, когда результат выдаётся в виде чисел (например, уровень холестерина в крови в ммоль/л), разногласий между врачами, как правило, не возникает, поскольку цифру просто сравнивают с нормой. А что такое «норма анализа»?
«Истинно нормальными» результатами лабораторных тестов считают величины, обнаруженные у тщательно обследованной группы лиц в возрасте 20-30 лет без объективных признаков патологии, то есть практических здоровых. Между тем, если повторить одно и то же лабораторное исследование этих лиц сотни раз, то мы не всегда получим один и тот же результат. Мы получим некий интервал результатов, ограниченный двумя крайними величинами.
При этом 95% центральных величин интервала принимаются за «диапазон нормы», а 2,5% величин с каждой стороны исключаются и отбрасываются (иногда границы нормы устанавливают и в более узких пределах). Другими словами, уже 5% результатов, полученных у практически здоровых испытуемых, не соответствуют норме, согласно определению .
Таким образом, при оценке результатов лабораторных тестов речь идёт не столько о «нормальных величинах», сколько о справочных величинах или «референтных величинах», то есть величинах для сравнения.
В обычной клинической практике нередки случаи, когда в ходе лабораторного исследования, врач получает результат, выходящий за установленные в справочниках границы нормы (частота таких результатов в среднем составляет 1 на 20 анализов или те самые 5% от общего количества). При отсутствии симптомов данный факт, как правило, не означает патологию. Результаты только одного теста не должны служить основанием для принятия каких-либо решений. Только полный учёт всех клинических проявлений, их совокупность, динамика процесса позволяют делать далеко идущие лечебно-диагностические выводы.
Перечень обязательных исследований
В перечень обязательных исследований, которые следует проводить всем первично обратившимся больным, входят следующие диагностические методы:
1. Общий анализ крови.
3. Анализ кала на яйца глистов.
4. Исследованием крови на ВИЧ и реакцию Вассермана.
5. Измерение артериального давления и оценка пульса.
6. Рентгенография органов грудной клетки.
7. Запись электрокардиограммы.
Конкретный набор программы диагностического поиска (исключая перечень обязательных исследований) зависит от наблюдаемых симптомов и результатов физикального осмотра, на основе которых формируется рабочая гипотеза (или дифференциально-диагностический круг заболеваний). Все полученные результаты также следует интерпретировать с учётом клинической картины и общего состояния пациента.
Лабораторные тесты | Инструментальные исследования |
---|---|
Анализ мокроты | Термометрия |
Общий анализ мочи | Холтеровское мониторирование ЭКГ |
Скорость оседания эритроцитов |
Дата создания файла: 31.03.2006
Документ изменён: 17.09.2011
Copyright © Ванюков Д.А.
Множество ошибок мы совершаем из-за невежества, ещё больше — из-за неумения смотреть (сэр Уильям Дженнер).
Интерпретация и обобщение результатов исследования.
Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.
Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1)преобразование статистически подготовленных данных в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.
На стадии выдвижения гипотез научная мысль направлена от теории к объекту исследования, на стадии интерпретации – от объекта (фактов) к теории. Эмпирические данные делают возможными вначале только высказывания о существовании или отсутствии признака (факта), о степени его выраженности, частоте появления и т.п. Цель дальнейшего теоретического проникновения в информационный материал состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность так, чтобы можно было:
определить отношения между данными и гипотезами;
произвести проверку исходных гипотез;
уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;
гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.
Если статистическая обработка охватывает количественный аспект психологических явлений, то интерпретация делает видимым и их качественный аспект.
Чаще всего под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение. Но объяснить и обобщить что-либо невозможно без описания этого самого чего-либо. Количественная обработка дает описание не столько самого объекта (или предмета) изучения, сколько описание совокупности данных о нем на специфическом языке количественных параметров. Качественная обработка дает предварительное схематическое описание объекта как совокупности его свойств или как представителя той или иной группы сходных объектов. Далее требуется дать предельно полное описание изучаемого явления на естественном языке с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики (математической, логической, графической и т.п.). В принципе подобное описание может быть самостоятельной целью исследования (об этом уже говорилось), и тогда на нем может завершиться исследовательский цикл. Особенно весомы системные описания, которые уже сами по себе могут выполнять объяснительную и предсказательную функции. Но чаще все-таки описание является лишь предтечей последующих теоретических действий.
Стадия интерпретации также включает процесс экстраполяции состояний, поведения или свойств изучаемого объекта. Если эта экстраполяция направлена в будущее, то речь идет о прогнозе и предсказании, основанных на причинных связях и объяснениях. Если же экстраполяция направлена в прошлое, – это ретрогноз, ретросказание, основанное на следственных связях и объяснениях.
Таким образом, интерпретация обеспечивает выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Не умаляя роли ни одного из этих элементов, объяснение и обобщение все же следует признать ключевыми звеньями в общей цепи теоретических познавательных действий.
Интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?
Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие законы и факты. Наиболее простое объяснение состоит в определении того, «не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более-менее проверенного общего закона?» (П. Фресс).
Т.о. объяснение предполагает прибавление к установленным фактам или закономерностям нового элемента – других, уже известных законов.
При этом, полученная в результате объяснения система законов обязательно должна быть соотнесена с реальностью.
В зависимости от характера объясняющих суждений и положений в науке выделяю следующие типы объяснений:
– субстанциальное объяснение состоит в раскрытии субстрата, с которым объект закономерно связан;
– атрибутивное объяснение раскрывает закономерные связи объекта с его атрибутами. Атрибут – это неотъемлемое свойство объекта. Так, объяснение сознания может производиться через указание и раскрытие таких его качеств, как идеальность, целостность, рефлексивность и пр.;
– генетическое (или причинное) объяснение осуществляется через обращение к предшествующим состояниям объекта;
– контрагенетическое (или следственное) объяснение обратно генетическому и состоит в обращении к последующим состояниям объекта: зная нынешнее состояние (следствие), можно объяснить прошлые состояния (причины);
– структурное объяснение реализуется через выяснение элементарного состава объекта и способов сочетания этих элементов в единое целое (внутренняя структура) либо через выяснение места объекта в совокупности других объектов (внешняя структура);
– микроструктурное объяснение позволяет через микроструктуру познать и объяснить свойства макроуровня.
Приведенные виды объяснений в научной практике чаще используются в комплексе, образуя различные комбинации. Происходит, так называемое, смешанное объяснение.
Существует два основных типа объяснения в психологии:
1. Редукционизм или упрощающее объяснение – это поиск объяснения посредством сведения высшего к низшему, находящемуся за пределами психологии. Например, объяснение механизмов памяти через биохимические теории (на уровне нервной клетки), нейрофизиологические (на уровне нейронных групп).
2. Конструктивизм – сведение психического к фактам, не выходящим за пределы психологии, ссылка на первичные психологические законы. Например, объяснение поведения посредством ссылки на законы ассоциаций, подкрепления и т.д.
Эти типы также могут делиться на уровни объяснения:
– уровень физиологических механизмов;
– абстрактных моделей (теории решеток, принятия решений) и т.д.
Объяснения считаются причинными, если:
Независимая переменная предшествует зависимой.
Установлена связь с изменяющейся переменной.
Когда отсутствуют другие конкурирующие объяснения.
Ошибки при объяснении:
– наличие только корреляционной связи не может быть основанием для причинного объяснения, так как две переменные могут находиться в соподчинении третьей, неизвестной исследователю;
– какая-либо частная причина может быть принята за главную.
Обобщение результатов – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.
В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.
Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств.
Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в виде конкретных ответов несущественны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).
Обобщением на уровне личностей является признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей. Множеству, скомпонованному по тому же ведущему признаку, по которому подбиралась и группа испытуемых. Например, по возрастному признаку, половому и т.д.
Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной. По мере расширения спектра связей становиться возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становиться и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И.П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс тал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.
Выводы и включение результатов в систему знаний.
Формулировка выводов завершает научное исследование.
Основные требования к выводам исследования:
1. Выводы должны отвечать задачам исследования и вопросам, поставленным в гипотезе. Исследователю необходимо указать, подтвердилась гипотеза или нет.
2. Выводы должны быть короткими, содержательными, логически выдержанными. Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы.
3. По форме изложения выводы могут представать в виде словесных высказываний, графических изображений, математических формул и т.п.
Типичные ошибки при построении выводов:
1. Выводы не отвечают на вопросы, поставленные в гипотезе.
2. Выводы содержат неопределенные указания на то, какие научные данные получены (об объекте, явлениях, закономерностях).
3. Чрезмерно широкое обобщение полученных результатов. Сделанные выводы считаются справедливыми для других испытуемых (по возрасту, уровню интеллекта и т.п.), для другой ситуации.
Хорошо представленные выводы легче включить и в имеющуюся систему научных знаний. При этом уточняются актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень новизны полученных результатов. Производиться перевод полученных знаний на философский язык, определятся их место в общей «картине мира».
Методы анализа и интерпретации результатов качественных исследований
страница | 13/13 |
Дата | 12.05.2016 |
Размер | 488 Kb. |
Тип | Глава |
-
Навигация по данной странице:
- 6.4. Формы представления результатов качественного анализа данных.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА