Интерпретация методов исследования

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "интерпретация методов исследования" с детальным описанием.

48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.

За количественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов. Качесттвенная, теоретическая обработка данных.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

Описание (интерпетация) дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения

Виды объяснения в психологии:

Ж.Пиаже предложил выделить два основных типа объяснений: 1) редукционизм – упрощающие объяснения и 2) конструктивизм – построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. Внутри этих двух типов имеются разновидности:

а) физические (физикалистские) объяснения;

б) физиологические (органические, срганистские) объяснения;

в) социологические (психосоциальные) объяснения.

Модели прижизненного опыта.

Модели врожденного опыта (генетические).

Психологический редукционизм заключается в сведении в психологических рамках сложного к простому.

Внепсихологический редукционизм – объяснение психологических факторов причинами непсихологического характера

Физические объяснения являются сведением психического к физическому. (физические гештальты напр.)

Физиологические объяснения состоят в сведении психического к физиологическому.(теория эмоций Джеймса Ланге)

Социологические объяснения – поиск причин индивидуальных реакций и индивидуального поведения в сфере микросредовых (а в некоторых случаях и макросредовых) социальных взаимосвязей (концепция мотивации Маслоу)

Объяснение через модели прижизненного опыта. Объяснение здесь сводится к обращению к приобретаемым формам поведения, однозначно определяемым воздействиями среды, т. е. через феномен научения. (Бихевиоризм)

Объяснение через генетические модели. Объяснительный принцип – врожденные поведенческие конструкции (Импиртинг)

Объяснение через абстрактные модели. Производится отвлечение от разнообразия в формах поведения и реакций и апелляция к наиболее общему их выражению.

49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.

интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

Методы исследования

Расшифровка и интерпретация методов исследования

После ознакомления с жалобами больного и сбора анамнеза врач, согласно классике жанра, приступает к объективному исследованию больного . Вряд ли, конечно, объективное исследование (status praesens) правомочно называть «объективным исследованием». Всё-таки, как не крути, это субъективное суждение конкретного врача.

По традиции объективное исследование разделяется на основные и дополнительные диагностические методы.

  • Основные методы исследования включают в себя осмотр, измерения, ощупывания (пальпация), выстукивания (перкуссия), выслушивания (аускультация). Основными их называют потому, что врач выполняет их самостоятельно в отношении каждого больного (при первичном и повторных осмотрах). А также потому, что после них врач определяется с решением — какие ещё дополнительные диагностические методы (лабораторные, инструментальные и др.) следует назначить для распознавания или уточнения болезни.
  • Дополнительные методы исследования выполняются, как правило, не самим врачом, а другими специалистами. Название «дополнительные методы исследования» также является неудачным, поскольку многие из лабораторно-инструментальных диагностических тестов играют решающую роль при постановке диагноза (например, нет диагноза пневмонии без рентгенограммы грудной клетки или нет диагноза тиреотоксикоза без оценки функции щитовидной железы).

Говоря о расшифровке и интерпретации методов исследования, необходимо помнить, что интерпретация результатов клинического осмотра либо инструментальных методов диагностики (например, таких как электрокардиография или рентгенография) необъективна. Утверждать обратное, значит, демонстрировать отсутствие практического опыта.

Обычно двум врачам не удаётся достичь согласия по результату объективного исследования или интерпретации диагностического теста чаще чем в 2/3 случаев. Степень согласия между двумя врачами (исключая случайные совпадения) может быть выражена математически в виде показателя κ (каппа). Показатель 1,0 означает абсолютное (100%) согласие. Например, значение κ (каппа) для специалистов, оценивающих стадию диабетической ретинопатии по снимкам глазного дна или результаты маммографии, составляют соответственно 0,55 и 0,67 (см. Sackett D.L. et other. Clinical Epidemiology — a Basic Science for Clinical Medicine. — Lond.: Little, Brown, 1991 ).

В отношении лабораторных данных, когда результат выдаётся в виде чисел (например, уровень холестерина в крови в ммоль/л), разногласий между врачами, как правило, не возникает, поскольку цифру просто сравнивают с нормой. А что такое «норма анализа»?

Еще статьи:  Остерегайся ревности зеленоглазой ведьмы

«Истинно нормальными» результатами лабораторных тестов считают величины, обнаруженные у тщательно обследованной группы лиц в возрасте 20-30 лет без объективных признаков патологии, то есть практических здоровых. Между тем, если повторить одно и то же лабораторное исследование этих лиц сотни раз, то мы не всегда получим один и тот же результат. Мы получим некий интервал результатов, ограниченный двумя крайними величинами.

При этом 95% центральных величин интервала принимаются за «диапазон нормы», а 2,5% величин с каждой стороны исключаются и отбрасываются (иногда границы нормы устанавливают и в более узких пределах). Другими словами, уже 5% результатов, полученных у практически здоровых испытуемых, не соответствуют норме, согласно определению .

Таким образом, при оценке результатов лабораторных тестов речь идёт не столько о «нормальных величинах», сколько о справочных величинах или «референтных величинах», то есть величинах для сравнения.

В обычной клинической практике нередки случаи, когда в ходе лабораторного исследования, врач получает результат, выходящий за установленные в справочниках границы нормы (частота таких результатов в среднем составляет 1 на 20 анализов или те самые 5% от общего количества). При отсутствии симптомов данный факт, как правило, не означает патологию. Результаты только одного теста не должны служить основанием для принятия каких-либо решений. Только полный учёт всех клинических проявлений, их совокупность, динамика процесса позволяют делать далеко идущие лечебно-диагностические выводы.

Перечень обязательных исследований

В перечень обязательных исследований, которые следует проводить всем первично обратившимся больным, входят следующие диагностические методы:

1. Общий анализ крови.

3. Анализ кала на яйца глистов.

4. Исследованием крови на ВИЧ и реакцию Вассермана.

5. Измерение артериального давления и оценка пульса.

6. Рентгенография органов грудной клетки.

7. Запись электрокардиограммы.

Конкретный набор программы диагностического поиска (исключая перечень обязательных исследований) зависит от наблюдаемых симптомов и результатов физикального осмотра, на основе которых формируется рабочая гипотеза (или дифференциально-диагностический круг заболеваний). Все полученные результаты также следует интерпретировать с учётом клинической картины и общего состояния пациента.

Лабораторные тесты Инструментальные исследования
Анализ мокроты Термометрия
Общий анализ мочи Холтеровское мониторирование ЭКГ
Скорость оседания эритроцитов

Дата создания файла: 31.03.2006
Документ изменён: 17.09.2011
Copyright © Ванюков Д.А.


Множество ошибок мы совершаем из-за невежества, ещё больше — из-за неумения смотреть (сэр Уильям Дженнер).

Интерпретация и обобщение результатов исследования.

Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1)преобразование статистически подготовленных данных в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

На стадии выдвижения гипотез научная мысль направлена от теории к объекту исследования, на стадии интерпретации – от объекта (фактов) к теории. Эмпирические данные делают возможными вначале только высказывания о существовании или отсутствии признака (факта), о степени его выраженности, частоте появления и т.п. Цель дальнейшего теоретического проникновения в информационный материал состоит в том, чтобы, исходя из выдвинутых гипотез, научно обработать отдельные данные или их совокупность так, чтобы можно было:

определить отношения между данными и гипотезами;

произвести проверку исходных гипотез;

уточнить, расширить, модифицировать и т.д. имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний;

гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня решения этой проблемы.

Если статистическая обработка охватывает количественный аспект психологических явлений, то интерпретация делает видимым и их качественный аспект.

Чаще всего под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение. Но объяснить и обобщить что-либо невозможно без описания этого самого чего-либо. Количественная обработка дает описание не столько самого объекта (или предмета) изучения, сколько описание совокупности данных о нем на специфическом языке количественных параметров. Качественная обработка дает предварительное схематическое описание объекта как совокупности его свойств или как представителя той или иной группы сходных объектов. Далее требуется дать предельно полное описание изучаемого явления на естественном языке с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики (математической, логической, графической и т.п.). В принципе подобное описание может быть самостоятельной целью исследования (об этом уже говорилось), и тогда на нем может завершиться исследовательский цикл. Особенно весомы системные описания, которые уже сами по себе могут выполнять объяснительную и предсказательную функции. Но чаще все-таки описание является лишь предтечей последующих теоретических действий.

Стадия интерпретации также включает процесс экстраполяции состояний, поведения или свойств изучаемого объекта. Если эта экстраполяция направлена в будущее, то речь идет о прогнозе и предсказании, основанных на причинных связях и объяснениях. Если же экстраполяция направлена в прошлое, – это ретрогноз, ретросказание, основанное на следственных связях и объяснениях.

Таким образом, интерпретация обеспечивает выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Не умаляя роли ни одного из этих элементов, объяснение и обобщение все же следует признать ключевыми звеньями в общей цепи теоретических познавательных действий.

Интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие законы и факты. Наиболее простое объяснение состоит в определении того, «не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более-менее проверенного общего закона?» (П. Фресс).

Т.о. объяснение предполагает прибавление к установленным фактам или закономерностям нового элемента – других, уже известных законов.

При этом, полученная в результате объяснения система законов обязательно должна быть соотнесена с реальностью.

В зависимости от характера объясняющих суждений и положений в науке выделяю следующие типы объяснений:

субстанциальное объяснение состоит в раскрытии субстрата, с которым объект закономерно связан;

атрибутивное объяснение раскрывает закономерные связи объекта с его атрибутами. Атрибут – это неотъемлемое свойство объекта. Так, объяснение сознания может производиться через указание и раскрытие таких его качеств, как идеальность, целостность, рефлексивность и пр.;

генетическое (или причинное) объяснение осуществляется через обращение к предшествующим состояниям объекта;

контрагенетическое (или следственное) объяснение обратно генетическому и состоит в обращении к последующим состояниям объекта: зная нынешнее состояние (следствие), можно объяснить прошлые состояния (причины);

Еще статьи:  Остеохондроз и депрессия

структурное объяснение реализуется через выяснение элементарного состава объекта и способов сочетания этих элементов в единое целое (внутренняя структура) либо через выяснение места объекта в совокупности других объектов (внешняя структура);

микроструктурное объяснение позволяет через микроструктуру познать и объяснить свойства макроуровня.

Приведенные виды объяснений в научной практике чаще используются в комплексе, образуя различные комбинации. Происходит, так называемое, смешанное объяснение.

Существует два основных типа объяснения в психологии:

1. Редукционизм или упрощающее объяснение – это поиск объяснения посредством сведения высшего к низшему, находящемуся за пределами психологии. Например, объяснение механизмов памяти через биохимические теории (на уровне нервной клетки), нейрофизиологические (на уровне нейронных групп).

2. Конструктивизм – сведение психического к фактам, не выходящим за пределы психологии, ссылка на первичные психологические законы. Например, объяснение поведения посредством ссылки на законы ассоциаций, подкрепления и т.д.

Эти типы также могут делиться на уровни объяснения:

– уровень физиологических механизмов;

– абстрактных моделей (теории решеток, принятия решений) и т.д.

Объяснения считаются причинными, если:

Независимая переменная предшествует зависимой.

Установлена связь с изменяющейся переменной.

Когда отсутствуют другие конкурирующие объяснения.

Ошибки при объяснении:

– наличие только корреляционной связи не может быть основанием для причинного объяснения, так как две переменные могут находиться в соподчинении третьей, неизвестной исследователю;

– какая-либо частная причина может быть принята за главную.

Обобщение результатов – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.

В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.

Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств.

Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в виде конкретных ответов несущественны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).

Обобщением на уровне личностей является признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей. Множеству, скомпонованному по тому же ведущему признаку, по которому подбиралась и группа испытуемых. Например, по возрастному признаку, половому и т.д.

Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной. По мере расширения спектра связей становиться возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становиться и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И.П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс тал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

Формулировка выводов завершает научное исследование.

Основные требования к выводам исследования:

1. Выводы должны отвечать задачам исследования и вопросам, поставленным в гипотезе. Исследователю необходимо указать, подтвердилась гипотеза или нет.

2. Выводы должны быть короткими, содержательными, логически выдержанными. Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы.

3. По форме изложения выводы могут представать в виде словесных высказываний, графических изображений, математических формул и т.п.

Типичные ошибки при построении выводов:

1. Выводы не отвечают на вопросы, поставленные в гипотезе.

2. Выводы содержат неопределенные указания на то, какие научные данные получены (об объекте, явлениях, закономерностях).

3. Чрезмерно широкое обобщение полученных результатов. Сделанные выводы считаются справедливыми для других испытуемых (по возрасту, уровню интеллекта и т.п.), для другой ситуации.

Хорошо представленные выводы легче включить и в имеющуюся систему научных знаний. При этом уточняются актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень новизны полученных результатов. Производиться перевод полученных знаний на философский язык, определятся их место в общей «картине мира».

Методы анализа и интерпретации результатов качественных исследований

страница 13/13
Дата 12.05.2016
Размер 488 Kb.
Тип Глава
    Навигация по данной странице:
  • 6.4. Формы представления результатов качественного анализа данных.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

6.3. Методы анализа и интерпретации результатов качественных исследований.

Следующим этапом работы с материалами качественных исследований является их анализ и интерпретация. Здесь исследователь имеет дело уже не с непосредственными, или «сырыми», а с вторичными данными, т.е. данными, подвергшимися обработке: таблицами группировки, списками ассоциаций, текстами, полученными в результате анализа рисунков и коллажей.

6.4. Формы представления результатов качественного анализа данных.

В практике качественных исследований существует три основных вида отчетов, предоставляемых заказчику по окончании исследования: устный, краткий письменный, подробный, или детализованный письменный [2, 10, 13]. В конкретных проектах заказчик обычно не требует всех трех видов отчета и ограничивается устным отчетом и одним из видов письменного. Правда, возможны варианты, когда после краткого отчета заказчик требует детализованный, либо останавливается на каком-то одном виде отчета. Так или иначе, форма отчета обсуждается с заказчиком и может меняться в ходе исследования.

Этот вид отчета является, по мнению С.А.Белановского [2], эффективным средством коммуникации с заказчиком на завершающем этапе исследования. В ходе исследовательского проекта заказчик обычно интересуется его промежуточными и окончательными результатами, задает исследователю вопросы, и устный отчет позволяет ответить на эти вопросы, решить текущие проблемы, разъяснить результаты исследования.

Исследователь может предоставлять устный отчет до письменного. В этом случае он существенно помогает в доработке письменного отчета. Возможен и противоположный вариант – предоставление устного отчета после письменного с целью его разъяснения. В этом случае заказчик уже ознакомлен с основными результатами исследования и нуждается в уточнениях, комментариях и интерпретациях специалиста, проводившего исследовательский проект.

Умело проведенный устный отчет в существенной мере способствует также укреплению доброжелательных отношений между исследователем и заказчиком, что очень важно как для окончательной сдачи данной работы, так и для последующего сотрудничества.

При подготовке устного отчета необходимо помнить, что он должен быть кратким и максимально сжатым. При этом важно запланировать время для ответов на вопросы и обсуждение отчета (примерно вдвое больше, чем длительность самого отчета).

Первые пять минут устного отчета представляют собой описание обобщенной информации об исследовании. Следующие пять минут должны включать в себя несколько ключевых вопросов типа: «Зачем необходимо изучение?», «Что мы узнали?» и т.п. Лаконизм отчета должен выполнять две функции: определять наиболее важные выводы и сделать их легкими для запоминания.

Для обеспечения эффективности устного отчета необходимо знать закономерности восприятия и запоминания информации на слух: включать в отчет не более семи пунктов, причем самые важные вопросы формулировать в конце отчета, подготовить иллюстративный зрительный материал в виде диаграмм, рисунков, слайдов или фрагментов видеозаписей. Все эти меры помогут заказчику в восприятии, запоминании и осмыслении полученной в исследовании информации.

2. Краткий письменный отчет.

Этот вид отчета по объему не превышает 20 страниц. Многие заказчики считают, что наиболее полезным видом отчета является документ, который лишь резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования, т.е. общие заключения относительно основной темы обсуждения.

Основной недостаток кратких отчетов состоит в том, что они, по сравнению с детализированными, сильнее зависят от субъективных интерпретаций исследователя. Однако некоторые заказчики сознательно предпочитают опереться на мнение исследователя, чем детально вникать в суть проблемы.

3. Детализированный письменный отчет.

Этот вид отчета отличается от краткого тем, что наряду с общими заключениями исследователя в него включаются примеры непосредственных данных, иллюстрирующих основные выводы и интерпретации. Это позволяет заказчику видеть, на чем основаны идеи, выдвигаемые исследователем. Иногда цитаты монтируют непосредственно в текст основного раздела отчета, содержащего описание результатов и выводов. Возможен также вариант, когда примеры включаются в текст отчета после общей информации: сначала дается общая характеристика полученных данных, затем описываются и обсуждаются различия во мнениях респондентов, наиболее ярко проявившиеся в проекте, и в последнюю очередь в качестве дополнительного средства повышения доверия к выводам приводятся выдержки из записей и другие иллюстрации к тексту отчета.

Структура детализованного письменного отчета включает те же элементы, что и структура краткого отчета, различия состоят лишь в наличии конкретных примеров, иллюстрирующих основные выводы и интерпретации, а, следовательно, и в объеме основной части отчета, где описываются результаты исследования. Из-за большого объема основной части отчета возникает необходимость ее структурирования на более мелкие подразделы, содержащие ответы на конкретные вопросы заказчика, сформулированные на этапе постановки целей и затем воплощенные в тематическом плане исследования. В идеальном случае структура основного раздела отчета совпадает со структурой заказа и структурой тематического плана. Однако одной из основных целей проведения качественных исследований может являться выявление принципиально новых аспектов изучаемой проблемы, получение новой и даже неожиданной информации. Конечно, это обязательно влечет за собой и изменение структуры отчета.

К детализированному отчету обычно прилагают основную методическую документацию исследования: фильтрующую анкету, план интервью или группового обсуждения, а также изображения или описания стимулов, таблицы, рисунки, коллажи и другие материалы, полученные в ходе проекта.

Контрольные вопросы.

  1. Общая характеристика данных качественных исследований.
  2. Обработка и проблема редактирования.
  3. Методы качественного анализа данных.
  4. Формы представления результатов качественных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данном пособии были рассмотрены основные положения спецкурса «Качественные методы в психологии управления». Разумеется, психологическая наука не стоит на месте, постоянно развивается и пополняется все новыми методиками и техниками качественных исследований.

Как известно, в настоящее время в психологии сосуществуют две совершенно различные парадигмы – естественнонаучная, отдающая приоритет количественной стратегии исследования, и гуманитарная, ориентированная на качественную стратегию. Эти парадигмы находятся в постоянном противоборстве: они конфликтуют, спорят и выдвигают аргументы в собственную защиту. Хочется надеяться, что в будущем качественные и количественные методы будут не противоборствовать, а взаимно дополнять друг друга в одних и тех же исследовательских проектах.

Автор надеется также, что изложенная в пособии информация откроет студентам и всем интересующимся качественными методами исследования путь к дальнейшему развитию, к получению на базе, заложенной этим спецкурсом, новых знаний, к расширению научного кругозора, приобретению новых умений и навыков самостоятельной практической и научно-исследовательской работы. Все это вместе сможет обеспечить им высокую профессиональную компетентность и конкурентоспособность в сфере научных исследований и решения прикладных задач в любой отрасли психологии с помощью качественных методов.

Генетический и структурный методы интерпретации данных.

интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод– это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Успешность выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные эмпирические методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели.

Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых. При проведении наблюдения необходимо соблюдать определенные условия.

Перед любым наблюдением формулируется цель: какое явление будет изучаться.

В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.

При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2–3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно. С целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.

Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.

Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2–3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих сопутствующих явлений.

Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

– не зная о том, что он – объект исследования, человек ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

– исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;

– наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков: наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений; исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдет; в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные; при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства; без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты. Производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса). Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем опрашиваемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Достоинствами беседы являются:

– возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;

– возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;

– исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задает вопросы;

– возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);

– возможность применения на разных стадиях исследования.

Метод беседы имеет и недостатки: проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя; возрастные ограничения в применении беседы. Ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

Опрос – беседа со стандартным набором вопросов. Опрос может проводиться в устной и письменной форме:

1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса;

2) анкетирование (фр. enquête – список вопросов) – получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.

Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.

Достоинства данного метода:

– возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;

– при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики исследуемых;

– возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

– так как результат деятельности воплощен в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);

– материальный продукт может храниться долго;

– сохранение естественности в проявлении особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки метода анализа продуктов деятельности: его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности; обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

При изучении документов используется особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально – «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот метод есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты.

Исследовательские и диагностические методы.

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуально-психологических особенностей, их количественных и качественных характеристик. Процедура тестирования может проводиться в форме беседы (опроса), наблюдения или эксперимента. Для этого данные методы должны быть стандартизированы. Основной смысл стандартизации заключается в том, чтобы обеспечить использование одинаковых методик при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп. Таким образом, процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках. Стандартизация осуществляется по трем параметрам: стандартные задания; стандартные условия проведения; стандартная система оценок.

Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам; психометрические характеристики процедуры; весь комплекс сведений о надежности и валидности.

Процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы:

1) выбор теста (определяется целью теста и степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов.

Следует отметить, что распространенные представления о простоте и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4) контрольный – это завершающий этап исследования определенной проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.

Отдельно нужно сказать о таком методе исследования как моделирование.

Моделирование – общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, а результат исследования переносится с модели на объект. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретация, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта: конструирование модели; экспериментальный и (или) теоретический анализ модели; сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала; обнаружение расхождений между ними; корректировка модели; интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей; практическая проверка результатов моделирования.

Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.

Условия применения методов исследования:

– ни один из них не дает полную объективную картину педагогических явлений;

– применять необходимо методы в комплексе;

– применение каждого метода должно сопровождаться определением цели, выборки, места и времени, определением валидности применяемых диагностических методик;

– нужно иметь представление о границах применимости методов.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Еще статьи:  Джозеф о коннор нлп практическое
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here