Характеристики социальной адаптации

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "характеристики социальной адаптации" с детальным описанием.

Адаптация первоклассников к школе как социально – педагогическая проблема

Общая характеристика понятия адаптация

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимается совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза) [4].

Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма ребенка, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда и опережая их. Генетическая программа развивающегося организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность ее реализации под влиянием среды.

Первое использование понятия «адаптация» принадлежит учёным-биологам [37]. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [39].

Ж. Пиаже рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций – аккомодации и ассимиляции [2].

Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга. Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.

Понятие «адаптация» очень многогранно. В биологии оно используется для обозначения степени выживаемости особей, популяций и видов (биологическая адаптация) и соприспособленности (коадаптация). В медицине – для обозначения жизнедеятельности организма человека в норме и патологии. В педагогике и психологии под адаптацией понимают процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой (социальная адаптация).

На сегодняшний день можно выделить несколько видов адаптации: сенсорная, психологическая социальная.

Сенсорная адаптация (в психофизиологии) – общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему раздражителю

Психологическая адаптация приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Рассмотрим формы, которых может протекать социальная адаптация. А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показатель низкой социальной адаптации – перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся поведение [20].

Важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. Адекватно выстроенный процесс социального воспитания предоставляет возможность овладения широким спектром социальных ролей, необходимым для адаптации в конкретных условиях [28].

В.М. Сафронова представляет процесс социальной адаптации следующими уровнями:

Внешняя адаптация – ограничивается психологической переориентацией на уровне целенаправленного конформизма, то есть человек знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признаёт этого и, если возможно, отвергает предлагаемую систему ценностей;

Взаимная терпимость характеризуется тем, что личность и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения;

Аккомодация – глубокий уровень адаптации, который возникает на основе терпимости и связан с взаимными уступками, то есть человек признаёт основные ценности новой социальной среды, которая в свою очередь признаёт некоторые ценности индивида;

Ассимиляция – характеризуется полным принятием человеком норм и ценностей, правил социальной среды, «растворение в этой социальной среде, отказ от своих жизненных установок и принципов;

Интеграция – бесконфликтное сотрудничество с сохранением относительной психологической и социокультурной самостоятельности на основе взаимной терпимости [37].

Рассматривая социальную адаптацию, как результат, В.М.Сафронова выделяет такие уровни:

Высокий оптимальный уровень адаптированности, который характеризуется наиболее оптимальной включенностью личности в деятельность и общение.

Высокий избыточный уровень адаптированности, характеризующийся высокой включенностью в деятельность и общение, достигнутой ценой высокий эмоциональных затрат.

Низкий уровень адаптированности личности предполагает наличие удовлетворительной активности и дисциплины, низких оценок реального социометрического статуса и степени реализации внутриличностного потенциала и т.д.

Уровень дезадаптации личности характеризуется низкими показателями в учёбе, дисциплине, общественной активности, параметрами социометрического статуса [37].

Социальная адаптация личности – это многогранный процесс развития личности, который осуществляется в объективно-субъективной форме, в основе которого лежит активное приспособление человека к окружающей природной и социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность [31].

Еще статьи:  Как выйти из депрессии после расставания

Поэтому в основе понимания механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, в основе которой – потребность в преобразовании социальной действительности. В связи с этим сам процесс социальной адаптации происходит посредством деятельности, общения, самосознания, самоопределения, самоутверждения, характеризующих социальную сущность личности [17]. При этом происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в социализацию личности.

Таким образом, можно сказать, что адаптация это сложный процесс, приспособления организма и его функций, органов и клеток к условиям окружающей среды. Проблема адаптации рассматривается в различных направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом. Существуют различные виды адаптации: сенсорная, психологическая социальная. Наиболее широко нами была рассмотрена социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация может протекать в различных формах: активная, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивная, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Существуют механизмы социальной адаптации личности, процесс формирования которых неотделим от всех видов преобразований индивидов, таких как: деятельность, общение и самосознание. В сущности механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности.

Сущность и содержание социальной адаптации

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения[10].

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Еще статьи:  Главный совет Фен-Шуй для богатства и процветания

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека — субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации пожилых людей

Социальная адаптация: понятие и виды

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова (adaptation) – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации 10 .

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды 11 .

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том,

что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутри коллективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе 12 .

Социально-психологическая адаптация – процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми.

В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Показателем адаптацией выступает доброжелательные отношения с руководителями и коллегами по работе.

Еще статьи:  Тренажер для развития мышления

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид тянется в новую среду с целью вызвать изменения: норм, ценностей, взаимодействия и деятельности; и пассивной, когда человек не стремиться воздействовать на новую среду.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм 13 .

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация, бытовая, досуговая, политическая и экономическая, адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.) к природе и др.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Рассмотрим данные виды адаптации более подробно.

Экономическая адаптация – это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Под психологической адаптацией понимают процесс приспособления органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально- экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д 14 .

Таким образом, любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Типы социальной адаптации

Способы социальной адаптации к кризисам, трудным и экстремальным условиям

Требования трудной ситуации подвергают человека испытанию. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей. Перед человеком в трудной ситуации, возникают Следующие адаптивные задачи:

1) установить смысл ситуации, определить её смысл для себя;

2) попытаться противостоять требованиям ситуации;

3) поддерживать отношения с теми людьми, которые могут оказать реальное содействие в решении проблем;

4) управлять негативными чувствами, сохранять эмоциональный баланс;

5) сохранять и поддерживать образ себя, социальную идентичность, уверенность в себе.

А.А. Реаном выделены следующие стратегии адаптации:

– активное изменение ситуации;

– активное изменение свойств своей личности;

– активный поиск новой социальной среды с более высоким адаптационным потенциалом для данной личности и для ее развития;

– вероятностно-комбинированный (включает в себя компоненты вариантов вышеприведенных «чистых» типов);

– пассивная дезадаптация (пассивное принятие требований, норм, установок, ценностей социальной среды без включения процесса самоизменения, самокорррекции и саморазвития).

Автор считает, что при выборе стратегии адаптации личностью оцениваются:

– требования социальной среды (сила, степень враждебности, степень ограничений потребностей и т.п.);

– собственный потенциал личности в плане самоизменения (адаптационный потенциал);

– цена усилий (физиологическая, психологическая).

Рассмотрение проблемы адаптационных стратегий личности было бы не полным без анализа процессов саморегуляции.

Выделяется два уровня регуляции: уровень психической саморегуляции, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека. Другой – операционально-технический уровень саморегуляции – обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой; создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни». Благодаря функционированию этого уровня саморегуляции «раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему свободу от обстоятельств, обеспечивающих даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная адаптация: виды и уровни

Читайте также:

  1. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  2. I. Социальная стабильность как фактор реализации целей СП
  3. II. Социальная защита женщин
  4. III. Социальная защита детей и молодежи
  5. III. Социальная политика в области охраны труда
  6. III. «СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ» АЛЬФРЕДА ШЮЦА
  7. Б. Социальная структура населения
  8. Государственная социальная помощь в связи
  9. Девиантное поведение и социальная работа с его носителями
  10. ДИАЛЕКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
  11. Доходы населения и социальная политика государства
  12. Лекция 3. Общество как социальная система

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение «Социальный контроль».

2. Из чего состоит содержание контроля?

3. Какова задача социального контроля?

4. Назовите принципы, уровни социального контроля

5. Кто является объектом социального контроля? Субъектом?

6. Назовите виды и функции социального контроля, принципы организации.

(Лекции – 4 часа, практические занятия – 4 часа)

1. Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

2. Виды и структура социальной адаптации.

3. Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

Процесс социальной адаптации – сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономики, политики, социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.

Система социальных институтов, социальной работы, которые должны стать помощниками человека, только складываются.

Адаптация – лат. аdaptatio – приспособление. Словарь иностранных слов: социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. А также процесс преодоления последствий психической и моральной травмы. (ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Понятие использовано во многих областях познания – биологии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. изучение этой проблемы на стыке различных отраслей знания является перспективным подходом к комплексному изучению человека.

Первоначально в биологии человек – неотъемлемая часть животного мира. Человек и среда не в статическом, а в динамическом равновесии.

Еще статьи:  Инстинкт фитнес клуб тула

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека.

Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, с окружающей средой приводит иногда к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы. Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром. Необходимо найти оптимальные гармонические механизмы адаптации человеческого организма (его морфо–физическая организация) с индивидуально личностными сторонами (психическая организация) с потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) с окружающей средой.

Характерный признак человека – то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособленческие функции, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации.

Биологический, функциональный, психический и социальный аспект развития человека взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Они постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимое условие для его социального развития.

Проблема адаптационных процессов многозначна, важен выбор действий индивида и его окружения, связь этих действий с социальной практикой.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией, его врастанием в социальный мир. это врастание предполагает активное участие как потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализация заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационный процесс. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией.

Социальная адаптация – важнейший механизм, специфическая форма социализации человека.

Однако, если процесс социализации идет как правило эволюционным путем (относительно медленно), посредством накопления и усвоения предыдущего опыта приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшееся социальные прецеденты.

Вместе с тем, процесс социальной адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц. среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

В этом процессе две стороны.

Объективный процесс социальной адаптации – человек со дня своего рождения приобретает различные соц. свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации связан не с общественным положением человека или его половозрастными особенностями, а его личностными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание усвоить существующие социальные ценности. Поэтому механизм социальной адаптации – это взаимодействие многих составляющих: объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень), условия непосредственно среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность (с ее активностью или пассивностью, способностями, творческой деятельностью, природными задатками).

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность. Три основных вида или фазы преобразований индивидуальная деятельность, общение, самосознание (или составные части механизма адаптации).

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 3938 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальная адаптация семьи в современном обществе как необходимое условие ее выживания

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, то есть состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. В социально-педагогической работе с семьей важны следующие структурные характеристики семьи:

– наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная семья);

– стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);

– порядок заключения брака (первичный, повторный);

– количество поколений в семье;

– количество детей (многодетная, малодетная семья).

В перечисленных характеристиках проявляются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать ухудшение психологического климата семьи и воспитания детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий (а, значит, более широкое поле социализации ребенка), с другой – в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышения конфликтности в семье и т.д.

Для социально-педагогической деятельности с семьей также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом; интересы, способности, образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения, наличие поведенческих отклонений и др. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи представлена на рисунке __4.

Первый компонент социальной адаптации семьи – материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимы такие критерии, как: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Второй компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат – более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Рис._4_. Структура социальной адаптации семьи.

Для оценки состояния психологического климата семьи (социально-психологического статуса) целесообразно разделить все взаимоотношения на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением. Критерием оценки состояния психологического климата семьи могут служить: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Третий компонент структуры социальной адаптации семьи – социо-культурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственно бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Критериями могут служить: широкий круг интересов, рационально организованный быт, разнообразный досуг (преобладание совместных форм досуговой и бытовой деятельности), развитые духовные потребности, ориентация семьи на всестороннее воспитание и развитие ребенка, здоровый образ жизни.

Четвертый показатель – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; в случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус – низкий.

Еще статьи:  Веселый ритуал Денежный потолок

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Говоря о направлениях деятельности в рамках семейной политики, отметим такие важные из них, как: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка и социальное курирование (социальный патронаж).

Рис._5. Направления деятельности в рамках семейной политики.

Социальная работа с семьей – это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию, через оказание различных социальных услуг: информирования; диагностики; консультирования; реабилитации; прямой натуральной и финансовой помощи; ухода и обслуживания больных и одиноких; педагогической и психологической поддержки. Высокий уровень жизни и благосостояния семей не только не исключает необходимости в проведении социальной работы, но делает ее задачи более сложными, тогда как социальная защита носит временный характер, проводится с целью оградить семью от общественно-экономических, социальных, природных и других кризисов, потрясений, экстремальных ситуаций и включает в себя социальную помощь, а также значительную часть социальной поддержки.

Социальная помощь семье оказывается непосредственно с целью обеспечения выживания в виде: прямой натуральной и финансовой помощи, льгот (предоставляются в случаях, когда семья не может обеспечить прожиточного минимума своего существования), ухода за больными и неспособными к самообслуживанию.

Социальная поддержка – это формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия. Прямая денежная или иная экономическая помощь как мера социальной поддержки должна иметь временный характер ( кредиты, страхование, временные льготы и т.п.) и преследовать цель- обеспечить условия дальнейшей самостоятельной активности семьи. Предоставляется в виде: выбора деятельности по самообеспечению; помощи психологического, педагогического, информационного порядка, направленной на достижение уровня самообеспечения в интервале от прожиточного минимума до среднего уровня включительно.

Главной задачей социального курирования является организация возможностей эффективного осуществления семьей культурно-социализирующей функции, разработка и предложение «тонких» социальных технологий, преодоление различных семейных проблем, консультирование и т.п. Основные виды экономической помощи должны иметь возвратный характер и направляться на освоение семьей новых форм деятельности. Социальное курирование предлагается семьям с уровнем жизни выше среднего и высоким уровнем самообеспеченности.

Говоря о социально-педагогической деятельности с семьей, нужно отметить, что ее объектами могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Компоненты социально-педагогической помощи отражены в следующей схеме:

Рис. _6_.Социально-педагогическая помощь семье.

– советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

– консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

– защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Говоря о формах социально-педагогической помощи семье, нужно отметить долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которая может быть обусловлена изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Неблагоприятные периоды в семье связаны с возрастными кризисами ребенка: кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности; 7-8 лет – адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, новых отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 лет – период самоутверждения, изменения отношения с родителями и миром взрослых в целом; 18-21 – социальное самоопределение. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования. Ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Независимо от того, какие проблемы создали кризисную ситуацию, социально-педагогическая помощь направляется на смягчение воздействия стресса, мобилизацию усилий семьи на преодоление кризиса путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия также относится к краткосрочным стратегиям работы (продолжительность не превышает 4 месяцев). Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится проблема, которую семья осознала и над которой готова работать, а не выявление природы и причины самой проблемы. Данная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Социально-педагогическая деятельность поможет создать такие условия, решить проблему совместными усилиями.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо-социальном подходе. В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение таких форм работы с семьей, как:

– патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями);

– консультационные беседы (оказание помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач);

– социально-психологические тренинги (использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении).

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны. Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья – система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи), права (опека и попечительство), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга), религии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here