Формирование жизненной позиции

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "формирование жизненной позиции" с детальным описанием.

Жизненная позиция личности

Психологическая диагностика и коррекция

Формирование жизненной позиции личности: психологическая диагностика и коррекция.

Известно, что от формирования жизненной позиции человека зависит его судьба.

  • Вместе с тем, осознаёт ли человек свою жизненную позицию?
  • Кто учит нас этому искусству: семья, школа или ВУЗ?
  • Выбор жизненной позиции определяется сформированностью взглядов, суждений, системы оценок, знаний и убеждений по отношению к себе и миру в целом, осознанием собственной ценности и ценности окружающих.
  • Как на практике осознать собственную жизненную позицию и при необходимости скорректировать её?

Прежде всего, участники тренинга узнают и научатся различать существующие в социуме позиции. С помощью современной психологической диагностики им предоставляется возможность определить собственную жизненную позицию.

Уникальные психологические игры и упражнения помогут в коррекции и осознанном построении активной, конструктивной жизненной позиции.

Результатом тренинга «Формирование жизненной позиции» становится то, что в мире, полном неопределённостей, участники обретут надёжную опору в собственном внутреннем мире. Осознание выбранной жизненной позиции поможет в принятии наиважнейших решений, от которых зависит наше будущее.

Продолжительность: от 2 до 6 часов с перерывом на обед 1 час
Проведение возможно при наличии 8-15 участников.

Формирование жизненной позиции

Формирование активной жизненной позиции личности — центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Процесс нравственного воспитания имеет двусторонний характер, т. е. включает в себя деятельность как субъекта, так и объекта воспитания. Причем принципиальное значение в характеристике процесса воспитания и его возможностей приобретает установление соотношения между указанными сторонами. Так, если деятельность (в конечном итоге образование, развитие нравственных качеств, свойств) воспитуемого находится в определенной существенной зависимости от целенаправленных воздействий на него, то воспитание «ведет» за собой развитие личности. И, выявив существенные связи между воспитательными воздействиями и деятельностью воспитуемых, можно отобрать и охарактеризовать наиболее эффективные комплексы и системы воспитательных мероприятий, средств и методов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

На укрепление жизненной позиции личности оказывает свое воздействие вся совокупность объективных и субъективных факторов. Их влияние на личность регулируется деятельностью социальных институтов, осуществляющих нравственное воспитание. Организация воспитательного процесса предусматривает: определение целей воспитания; установление исходного состояния объекта воспитания; программу воздействий; получение информации о состоянии данного объекта воспитания и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

На укрепление жизненной позиции личности оказывает свое воздействие вся совокупность объективных и субъективных факторов. Их влияние на личность регулируется деятельностью социальных институтов, осуществляющих нравственное воспитание. Организация воспитательного процесса предусматривает: определение целей воспитания; установление исходного состояния объекта воспитания; программу воздействий; получение информации о состоянии данного объекта воспитания и т. д.

На основе общей теории коммунистического воспитания, требований нравственного идеала, учета данного этапа развития общества определяется цель нравственного воспитания применительно к региону, трудовому, семейному или иному коллективу. Исходя из цели формируется программа организации процесса нравственного воспитания, совпадающая в своей основе с целью воспитания. Она определяет основные направления организационной работы, подготовку, подбор и расстановку кадров воспитателей, предусматривает систему координации социальных институтов воспитания.

Важнейшим аспектом всей деятельности по формированию активной жизненной позиции личности является обеспечение единства воспитания и практической работы людей, координация усилий всех социальных институтов и их воздействие на нравственный мир человека, корректировка самого процесса воспитания на основе полученной обратной информации.

Процесс нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции в целом предполагает теоретическую разработку проблем воздействия объективных условий и субъективных факторов, изучение основных тенденций и закономерностей развития моральной атмосферы общества, нравственных качеств советских людей. Для этого необходима аналитическая информация о формировании ценностных ориентаций личности в условиях конкретной среды.

Для принятия решений и издания нормативных актов по народнохозяйственным и культурным вопросам необходимо учитывать и нравственные аспекты. Вполне понятно, что для этого нужна аналитическая информация о моральных последствиях ранее принятых решений, регулирующих хозяйственную деятельность. Так, строительство крупного народнохозяйственного комплекса или предприятия ведет, как правило, за собой возникновение города с многотысячным населением, влияет на миграцию и трудоустройство молодежи и других категорий населения, на их отношение к труду и к жизни в условиях данного города и коллектива. Нравственное воспитание будет тогда эффективно, когда учитывается вся совокупность этих факторов.

Одним из критериев жизненной позиции являются поступки и деяния людей. И само моральное сознание человека нельзя рассматривать в отрыве от его поступков, в которых проявляются ценностные ориентации личности. Поэтому информация о направленности жизненной позиции может быть получена в процессе исследования различных форм деятельности людей, и это вполне согласуется с требованием судить о помыслах и чувствах по действиям личностей.

Важнейшей особенностью формирования активной жизненной позиции личности является контроль со стороны организаторов воспитания. Его сложность заключается в том, что количественные показатели не могут быть определяющими, а информация об эффективности процессов формирования внутреннего мира личности носит косвенный, опосредствованный характер.

Процесс нравственного воспитания осуществляется на уровне общей социальной среды, конкретной среды и микросреды. На каждом из этих уровней имеется своя специфика, выражающаяся как в объеме и характере необходимой для нее исходной информации, так и в особенностях организации воспитательного процесса.

Организация процесса нравственного развития личности не отрицает ее свободы в решении проблем собственного поведения. Личность в соответствии с конкретным историческим этапом развития общества обладает определенной мерой автономии и свободы. В социалистическом обществе по мере его дальнейшего развития возрастает степень социальной свободы личности, которая марксизмом никогда не рассматривалась как свобода от объективной детерминации поведения и от общественного управления деятельностью людей. Личность выбирает формы своего поведения, его направленность, выбирает не только друзей, товарищей, но и образцы, идеалы, согласно которым она строит свое поведение. Она обладает свободой решения и действия в противоречивых ситуациях, избирательно относится к информации, к нормам и ценностям, существующим в обществе.

Важнейшее значение в развертывании самодеятельности и активности личности, ее индивидуальных возможностей, в оптимизации всего процесса нравственного воспитания имеет нравственное самовоспитание, деятельность человека в целях самосовершенствования в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма. Вместе с тем никакая программа воспитания не сможет учесть все богатство потенциальных возможностей и особенностей личности, если процесс нравственного воспитания не имеет этапа самовоспитания, которое может осуществляться в соответствии с требованиями воспитания, побуждаться и направляться непосредственными воспитательными воздействиями.

Самовоспитание может в определенной степени смыкаться с воспитанием: важно, чтобы оно включало в себя и момент работы личности над собой. Процесс воспитания предполагает поэтому формирование самосознания, нравственной самооценки личности, стремления у нее далее совершенствовать свои нравственные качества, испытывать недовольство своими недостатками, исправлять их.

Еще статьи:  Как помириться с парнем - разные методы и ситуации?

Решение вопросов организации процесса нравственного воспитания: определение цели воспитания, программ деятельности воспитателей и воспитуемых, организация обратной связи и системы стимулирования, корректирование деятельности воспитуемых и, наконец, организация самовоспитания — необходимые средства повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Жизненная позиция личности. Примеры активных жизненных позиций

Формирование жизненной позиции

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» . и «Каков мир?» . ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» « Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» « Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Следующий возможный вариант формирования жизненной позиции: ребенок – нарцисс, утопающий в заботах и внимании. Это другая крайность, когда с пеленок прививают мысль об исключительности, сознательно убивая естественное стремление малыша делиться и помогать. Съедай сам – брату хватит, мы приберем – не утруждайся, бабушка справится – не волнуйся . Сохраняя душевный и физический покой нарцисса в первые годы жизни, близкие с годами поражаются, как из этого славного розовощекого златокудрого дитяти мог получиться этот циничный самодовольный паразит.

Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» « Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».

Еще статьи:  Случаи возникновения конфликтов интересов

Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» « Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.

Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» – присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте свои финансы или здоровье и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Формирование жизненной позиции

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

Процесс формирования образа жизни неразрывно связан с последующим формированием жизненной позиции. Связь эта обусловлена тем, что при рождении образа мира (картины мира) человек подымается к субъектности, осознанию себя как автономного, эмансипированного мира, способного вырваться мысленно из действительности, щупальцами крепко держащей его в предметности мира, освобождается от этих связей и становится способным ощутить свою субъектность.

Рожденный, отделенный от конкретики, обобщенный образ мира содействует росту субъективности человека, представившего перед своим внутренним взором нечто противостоящее. Но, когда весь мир противостоит человеку, он невольно начинает ощущать свое отдельное «Я», отличное ото всех «Я», сущностное «Я» в отношении к сущности мира.
Можно сказать, что формирование образа мира и становление жизненной позиции — почти одновременно протекающие процессы: первое обеспечивает эмансипацию 25 человека от мира, в который он вмонтирован накрепко как биологическое существо и как социальное лицо; второе открывает возможность увидеть связь эмансипированного «Я» и мира вне «Я».
В этой связи двух процессов первенство принадлежит процессу формирования образа жизни: он исток будущей жизненной позиции; он условие существования жизненной позиции; он определяет характеристику жизненной позиции, а значит, выступает фактором ее.

В 70-е — 80-е годы педагоги интенсивно разрабатывали идею формирования социально активной жизненной позиции. Исписаны были горы бумаги, потрачена уйма времени, брошено много научных сил на решение этой проблемы. Но в процессе этих напряженных поисков была видна безрезультативность и тщетность исследовательских усилий. Лишь сегодня мы могли бы объяснить причину обреченности данных усилий на провал. Только сегодня, когда вырисовывалась роль образа жизни в становлении личности, стало понятно научно-педагогическое фиаско. Чтобы формировать позицию, следует обеспечить наличность объекта, по отношению к которому субъект занимает позицию. «Жизненная позиция» нуждается в «жизни», представшей перед субъектом как отдельный, обобщенный, абстрагированный образ — представление жизни и становится исходным для формирования позиции по отношению к жизни — жизненной позиции.

Но как только сложился образ жизни, так уже сложилась позиция субъекта по отношению к этому представленному перед субъектом, ибо формирование представления подразумевает знание субъекта функций, роли, содержания, специфики и места объекта, а также знание той связи, которая существует между данным объектом и субъектом.
Позиция — это то положение, которое занимает человек перед выбором своего поведения. Положение обусловлено представлением об этом объекте. Отправляясь в гости к «очень хорошим людям», я уже избрал позицию тем, что определил этих людей как «очень хороших». Мое поведение уже избрано, мною: я расположен к доброму общению с ними, доверительности и открытости. Представив мир как рой хищников, я тоже занял невольно позицию, сделав выбор будущего хищнического поведения. Нарисовав сознанием картину идиллической жизни, я стану занимать позицию наивного и постоянно обижаемого несчастного человека, обманываемого в своих ожиданиях, 26
Можно ли обозначить предпочтительную позицию, то есть, соответствующую современным достижениям культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, приходится затронуть стержневую проблему жизни.

Стержнем всех жизненных проблем при основательное анализе оказывается Соотношение материального и духовного. Оглядываясь на историю человечества, проходящую сквозь войны, кровь, преступления, отчаяния, подвиги. а вместе с этим, сквозь напряженные поиски выхода m сложнейших ситуаций, в которые вгоняет себя человек, как только оказывается перед столкновением духовных и материальных ценностей и не может отдать явного предпочтения тому либо другому, мы не можем не видеть, что войны и революции, преступления и подвиги, крушение личностных судеб либо стремительный взлет счастливой звезды, раздоры и вражда — все истоком своим имеет столкновение материальных и духовные интересов. На жизнь миллионов людей, на коротком пребывании одной личности на земле, на характере семьи развитии любви, успешности дела, на красоте, на здоровье сказывается в итоге, как решится вопрос соотношения материального и духовного. И каждый миг нашей жизни — это выбор либо в пользу материального, либо в пользу духовного.
На первый взгляд, такое суждение кажется излишне смелым, значит и неосновательным. Остановимся же на самых разнообразных жизненных ситуациях, от случая до судьбы и, прежде чем отметать, рассмотрим их.

Еще статьи:  33 народные приметы, чтобы привлечь деньги в дом

Ученый отвергает общепринятую научную концепцию высоких авторитетов, находя в ней ошибочные теоретические основания и некорректную методику экспериментальных доказательств. Его репутация среди научных кругов непрочная и, разумеется, слабое материальное положение. Однако время сдерживает ореол непогрешимости с ложной концепцией, и выявляется истинность позиции нашего ученого. Успех, признанный всеми, приносит ему материальные блага. И в том, и в другом случае наш герой находился в ситуации сплетения и противостояния материального и духовного. Откажись он от идеи, стоящей на пути к благополучию, он бы избежал материальных затруднений, но зато не обрел бы ни славы, ни завидной материальной свободы в дальнейшем. Люди, правда, склонны объяснять изменения в судьбе его удачей либо случаем, либо везеньем. 27
Везеньем считает другой герой знакомство с женщиной, которая стала для него верной женой. Он имел привычку пропускать впереди себя детей, стариков и женщин, входя в автобус. За это приходилось часто расплачиваться отсутствием места для сидения. Но если бы не эта милая привычка, не состоялась бы встреча глаз — миг, подаривший ему семейное счастье. Везет тому, кто везет.

Второе «везет» — утверждаем мы — касается духовных ценностей. Их «везти» нелегко, ибо они не даны природой и не проистекают из органических потребностей. «Везущий» духовное — станут нам возражать — не обретает богатство, как правило. Ответим: но оно его волнует так мало, в сравнении с апологетом роскоши, что, когда ему все-таки «везет» (в дружбе, любви, успехе творчества, добром расположении духа), любитель роскоши в недоумении и зависти. Более того, мы смеем утверждать, что, в конечном итоге, выигрывает тот, кто в момент противостояния, материального и духовного, избирает духовные ценности, предпочтя Добро, Истину и Красоту индивидуальному благоденствию. Подчеркнем: в конечном итоге до конца не идут многие, поэтому, не сумев проверить данного тезиса на собственной судьбе, не ведают и конечной выгоды.
Э. Фромм в этико-психологическом исследовании жизни выявляет две общие жизненные позиции: позиция «быть» и позиция «иметь».

«Иметь» — это выстраивать жизнь по принципу обладания ценностями. Человек, избравший такую позицию, мог бы сказать о себе «Я есть то, чем я владею» — весь ансамбль отношений к жизни подчиняется данному общему представлению о жизни как постоянном безудержном и тревожном приобретении того, что можно взять у жизни. А взять у современной цивилизации можно многое: удобства, уют, роскошь, звание, положение, власть, известность. Цивилизация предлагает безудержно растущий уровень благ, поэтому, чтобы «Я» нашло удовлетворение, человек должен беспрерывно приобретать открывающиеся перед ним блага.

Позицию «быть» займет тот, кто в- противостоянии материального и духовного избирает духовные ценности. «Быть» — это считать содержанием жизни все то, что происходит в душе и с душой. «Я есть то, что со мной происходит», — вот как мог бы выразить свою жизненную позицию человек, избравший позицию «быть». Материальные ценности не отвергаются и не выбрасываются из жизни — им отводится соответствующее место жизненных средств, обеспечивающих существование и облегчающих жизнедеятельность. Они — средство жизни, а содержание жизни — все то, что переживает, продумывает, перечувствует, познает, созидает, оценивает человек. Именно он, избравший позицию «быть», говорит: «Я люблю Шекспира» вместо того, чтобы сказать: «У меня в шкафу стоит полное собрание сочинений Шекспира». Позицию «быть» легко распознать по духовному предпочтению, по тонкому чувствованию другого человека, по способности к сопереживанию, по интересу к разворачивающейся жизни. И по тому, сколь мало внимания уделяется средствам жизни — впрочем, ровно столько, сколько того заслуживают средства.

Диагностики предоставляют возможность прослеживать формирование жизненной позиции от года к году, тем самым контролировать эффективность педагогической работы по формированию у детей образа жизни. Но и самые тонкие диагностики не способны фиксировать то, что дает педагогическое наблюдение за детьми: их речь, эмоциональные реакции, пластику, жесты, позы, одежду, мимику, действия, поведение — все свидетельствует о производимом ежеминутно выборе. Вглядимся и вслушаемся:
— Уходи! Это мое место… Я не хочу за другим столом сидеть… — позиция «иметь» налицо.
— Какой же это мужчина, если он не пьет?! –
— образ Человека отражен вербальным способом.
— Чтобы стать красивой, мне надо меньше учиться и больше следить за собой! — а это явная недооценка духовного элемента в понятии «красота».
— У нас сегодня экскурсионный день. Мы все-таки пришли на урок философии жизни. Но боимся опоздать в музей. Не можете ли вы закончить урок чуть раньше…? — 31 свидетельство пробужденного интереса к духовной деятельности.
— Ах! Скорей бы стать взрослой, чтобы ни от кого lie зависеть! — это извращенное представление о свободе.

  1. Нам здесь, на последних рядах, удобнее! … Пусть, первые столы будут незанятыми! … — а это прямая характеристика центрации на собственном «Я» и неумении включать в контекст собственной жизни «Другого».

ЩУРКОВА Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы).

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в обществе идет активный процесс поиска моделей образования и воспитания, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в разные периоды его развития.

Проблема осознанного духовного выбора, которая встает перед каждым подростком, осложняется сегодня негативным воздействием социальной среды, заставляющим говорить о духовной безопасности нации.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

ГБОУ СПО «Калужский торгово-экономический колледж»

В настоящее время в обществе идет активный процесс поиска моделей образования и воспитания, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в разные периоды его развития.

Проблема осознанного духовного выбора, которая встает перед каждым подростком, осложняется сегодня негативным воздействием социальной среды, заставляющим говорить о духовной безопасности нации.

Данные по уровню преступности и наркомании среди молодёжи имеют своими истоками духовную деградацию общества, растерянность среди молодого поколения. Поэтому духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм в молодёжной среде существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности.

Вот почему духовно-нравственное воспитание молодёжи сегодня обретает большую значимость. В стране огромное количество безнадзорных детей, у которых живы родители. Вырастая, такие дети пополняют криминальный мир. Причинами демографического кризиса, являются не только трудное материальное положение людей, но и состояние духовной сферы. Основная причина многих наших бед и катаклизмов – это деградация нравственных начал, утрата ценностей, смысловая дезориентация. Разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата в обществе. Борьба с детской беспризорностью и распространением наркотиков, защита общества от наплыва порнографии, пропаганды насилия и жестокости только тогда будет эффективной, когда будет опираться на восстановление нравственных устоев и традиции православной культуры.

Еще статьи:  Материнский инстинкт трейлер

Велика роль образовательного учреждения в деле формирования жизненной позиции и нравственных идеалов обучающихся на основе возрождения традиционных ценностей отечественной культуры.

В нашем колледже разработана программа «Моделирование воспитательного пространства колледжа по развитию личности обучающегося, её духовно-нравственному совершенствованию, гражданскому становлению и социальной адаптации». Её основными направлениями являются: создание условий для адаптации и реализации, социализации и развития личности будущего рабочего и специалиста; организация взаимодействия колледжа, семьи, социальных партнёров, представителей духовенства и культурно – образовательных учреждений для создания единого воспитательного пространства по формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств личности, её успешной адаптации в социуме.

Воспитание нравственности в нашем колледже является частью любого предмета, но особое место занимает общеколлективная внеклассная деятельность, в результате которой у студентов воспитываются такие черты, как мужество, гражданская активность, ответственность, единство слова и дела.

Обращаясь к прошлому, мы извлекаем из него уроки, помня своих предков, мы осмысливаем и оцениваем нашу современную жизнь.

Кружковая работа неотъемлемая часть внеклассной деятельности обучающихся. Студенты литературно-сценической студии, кружка эстетического творчества принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, художественных выставок, организуют экскурсии, диспуты. Трудно выжить в современном мире, без таких качеств как доброта, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, милосердие. Именно милосердие формирует желание помочь бедным, дряхлым, хворым, неимущим.

Педагогический процесс в колледже направлен на поднятие духовно-нравственного ценза обучающихся, на поиск способов включения студента в познание родной культуры. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции, восстановить, укрепить и совершенствовать российское воспитание, построенное на основе православных традиций, без него оно лишается своих корней, своего фундамента.

статья.docx – статья Формирование активной жизненной позиции посредством духовно – нравственного воспитания.

Формирование активной жизненной позиции посредством
духовно – нравственного воспитания.
Оксана

Проблема формирования активной жизненной и социальной позиции личности в
процессе общественно полезной и иной общественной деятельности стала актуальной в
последние годы. Известно, что достичь нужного уровня компетентности возможно при
условии использования современных технологий обучения и воспитания, построенных на

интерактивных методах, которые формируют активную жизненную позицию личности,
характер ее деятельности и взаимоотношений в условиях интенсивной жизни в социуме,
обретения социальных умений и навыков и развития самомотивации.
Разнообразные формы работы позволяют повысить положительную социальную
активность обучающихся, «разбудить» духовно – нравственные качества.
Библиографический список:
1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. – Казань:
Медицина, 2007.
2. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики /
Л.М. Архангельский. М.: Мысль, 1979.
3. Бех І. Д. Воспитание личности: в 2­х кн. – Кн. 1: Личностно­

ориентированный подход: теоретико­технологические основы / Бех И. Д. – К. : Лыбидь,
2003.
4. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции
личности. – М.: Просвещение, 1998.

Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути

Назначение человека в жизни: мыслить ((«hommosapiens»), содействовать благу других «hommosapiens», со­зидать») как принципиальное отличие че­ловека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле.

«Отстранение» действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воз­зрением на мир.

«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.

Образ человека и образ жизни.

Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конца жизни и фактор ее ценности. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека.

Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности.

Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под содержанием воспитания?

2. Что определяет содержание воспитания школьников?

3. Какие подходы к определению содержания воспитания школьников вы знаете?

4. Кратко изложите предлагаемые выше подходы к воспитанию школьников.

5. В чем особенности содержания воспитания в ФГОС общего образования?

6. Какой из предложенных подходов к определению содержания воспитания вы могли бы взять за основу при составлении собственной программы воспитания?

7. Что общего во всех предложенных подходах к содержанию воспитания и чем они отличаются?

8. Какова взаимосвязь воспитания и развития сущностных сфер человека?

9.Какие подходы к содержанию воспитания предлагаются в ФГОС общего образования?

Формирование жизненной позиции

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЖИЗНЕНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Корнилова Виктория Викторовна

доцент, канд. пед. наук Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, Якутск

FORMATION OF SOCIAL PROACTIVE STANCE STUDENTS

Victoria Kornilovа

docent, candidate of pedagogical North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Russia, Yakutsk

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования социально активной жизненной позиции будущих специалистов по связям с общественностью — как основная задача нравственного воспитания студентов. Описаны педагогические условия воспитательной работы в вузе. Определено наиболее эффективное педагогическое условие — включение студентов в социально значимую проектную PR-деятельность.

ABSTRACT

Article updated the problem of forming a socially active life position of future specialists in public relations — the main task of moral education of students. Described pedagogical conditions of educational work at the university. Determine the most effective pedagogical condition — including students in socially significant project PR-activities.

Ключевые слова: формирование; социально активная жизненная позиция; педагогические условия; будущие специалисты по связям с общественностью; социально значимая проектная PR-деятельность.

Keywords: formation; socially active life position; pedagogical conditions; future specialists in public relations; socially significant project PR-activities.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня особое внимание в высшей школе следует уделять сохранению гуманистических отношений в обществе и формированию социально активной жизненной позиции студентов — это становится основной задачей нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью.

Как профессиональная деятельность «Связи с общественностью» стали востребованы в середине 80-х гг. XX в. с возникновением новых экономических отношений, изменениями в политической системе, вхождением страны в мировое информационное пространство. За это время связи с общественностью преобразовались в национальную пиарологию, направленную на формирование и установление благоприятных отношений человека, организации, государства с внешним окружением.

Согласно квалификационной характеристике специальности 350400 «Связи с общественностью» [5] будущему PR-специалисту необходимо иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, о социально-экономических и политических последствиях; уметь устанавливать связи с разными социальными группами; помимо Конституции Российской Федерации знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе, соблюдать их в своей профессиональной деятельности; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нравственность, необходимую для осуществления будущей профессиональной деятельности, что является основой кадровой философии.

Еще статьи:  Стадии развития интеллекта

Изучая историю психолого-педагогической мысли о необходимости целенаправленного нравственного воспитания личности, мы обратились к трудам Я.А. Коменского [6], предлагающего уделять внимание в первую очередь формированию нравственного сознания в процессе мораль­ного воспитания обучаемых посредством развития умственных способностей, обогащения знаниями и разъяснением правил поведения. Развивая теорию нравственного воспитания, И.Г. Песталоцци [9] один из первых обозначил идею о деятельной стороне нравственного вос­питания путем постоянных упражнений в делах, что позволило ему четко сформулировать положение об актив­ной роли личности в своем нравственном развитии.

Особенно важны для нас идеи основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского [11], высказавшего мнение о том, что нравственность как основа воспитания должна обеспечивать полноценное становление человека как личности. В связи с этим неоспорима также актуальность позиций С.И. Гессена, утверждавшего, что «целью образования является приобщение обучаемого к культурным достижениям человечества и одновременно формирование личности высоконравственной, свободной и ответственной, задачей — развитие в человеке свободы, которая становится заданием воспитания» [4, с. 93].

Уникальное значение в обеспечении нравственного воспитания личности имеют труды А.С. Макаренко [8], который в качестве главных нравственных ориентиров выделял милосердие и доброту в общении с людьми, в труде, в каждом деле, в каждом поступке. Эта мысль исследователя определяет необходимый вектор развития современной педагогики, уделяющей особое внимание развитию социально активной жизненной позиции обучающегося.

Отвечают на вызовы современности и исследования П.П. Блонского [2], в которых говорится о том, что только в результате целенаправленного нравственного воспитания должна сформироваться нравственно автономная личность. И как результат, ее готовность к самоопределению и самовоспитанию — одна из актуальных проблем педагогики конца ХХ — начала ХХI вв., разрабатываемая различными отечественными научными школами, осознающими ее важность в становлении нравственной личности.

В контексте современной теории нравственного воспитания остаются актуальными взгляды Л.М. Архангельского [1], пришедшего к выводу, что нравственное воспитание направлено на формирование всесторонне развитой нравственной личности, которая образует единство сознания и навыков деятельности, политических, нравственных, эстетических и иных качеств личности, неразрывно связанных между собой.

Согласно концепции К.К. Платонова [10], воспитание личности является последовательном усвоением обучаемыми общественных норм и нравственных правил, принятых в обществе. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать сильные и устойчивые нравственные мотивы поведения.

Исследователь И.Ф. Харламов считает, что «нравственное воспитание (или формирование нравственности) — есть перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное поведение» [12, с. 203]. Следовательно, моральные нормы, правила и требования должны стать привычной формой поведения индивида.

Особенно значимым для современной педагогики является тот факт, что в условиях глобализации научно-технического прогресса, повышения требований к компетентности специалистов по связям с общественностью, их нравственным качествам, способностям осуществления нравственного выбора в профессиональной PR-деятельности, становится актуальной проблема формирования социально активной жизненной позиции студентов, которая становится способом регулирования взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, фиксации норм поведения будущих PR-специалистов в повседневной личной и профессиональной деятельности убеждением, примером, оценкой.

Ключевая задача нравственного воспитания студентов состоит в формировании социально активной жизненной позиции, выборе педагогических условий, способствующих ее реализации в процессе профессиональной подготовки. Решение данных вопросов возможно с учетом теории и практики нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью [3; 7], на которых в современных условиях возлагаются сложные задачи создания атмосферы взаимопонимания и согласия в обществе. В связи с этим, следует особое внимание нравственному воспитанию, в результате которого будет решена задача формирования социально активной жизненной позиции обучающихся с опорой на нравственные качества, нравственные убеждения, нравственные ценности.

Социально активная жизненная позиция личности проявляется во всех сферах деятельности: трудовой, политической, экономической социальной, нравственной и др. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает морально ответственное поведение личности и ее готовность к действию. В итоге, социально активная жизненная позиция будущего специалиста по связям с общественностью — это нравственная позиция, которая оптимизирует фактор ее профессиональной PR-деятельности.

В целом, социально активная жизненная позиция студента, в нашем понимании, характеризуется проявлением ответственности, независимости, толерантности, инициативности, эмпатийности, бескорыстости, порядочности, честности, добросовестности — нравственной воспитанности личности, пониманием общественной значимости поднимаемых и решаемых ею нравственных проблем. Реализация данной позиции связана, прежде всего, с утверждением профессионально этических норм в жизнедеятельности PR-специалиста, которая ориентируется на то, что способствует созданию атмосферы взаимопонимания и согласия в обществе.

Но педагогическая практика ставит под сомнение нравственные качества выпускников, тогда как в учебниках и учебных пособиях по подготовке будущих специалистов по связям с общественностью не нашли отражения важнейшие аксиологические положения и идеи пе­дагогов-классиков. Поэтому следует большое внимание уделить нравственному воспитанию будущих специалистов по связям с общественностью задачей которого, становится формирование социально активной жизненной позиции на гуманистических основах.

Это свидетельствует о сложности ее решения. Следовательно, в теории и практике современного PR-образования выступает выяснение ее сущности, содержания педагогических условий ее формирования, организации образовательного процесса. Эффективное решение данных вопросов возможно с помощью выбора педагогического условия, результатом которого станет включение студентов в социально значимое проектирование, осуществляемое на основах гуманности, инициативы и свободы выбора, доверия, обратной связи, информативности, — позволяющих развивать уважение, толерантность, доверие, сопереживание, взаимовыручку, самостоятельность и ответственность за принимаемые управленческие решения, уверенность в своих силах; поиск поддержки для реализации социальных PR-проектов, привлечение различных социальных групп, укрепление профессионального интереса и продвижение будущей профессии посредством демонстрации ее социальной ответственности — этим определяется содержание формирование социально активной жизненной позиции будущих специалистов по связям с общественностью.

Так, за период с 2006 года по настоящее время в Северо-Восточном федеральном университете были разработаны и проведены следующие социальные PR-проекты для пропаганды здорового образа жизни молодежи «Антипиво», «Наши дети», «Project: Asia», «Маунтин байк в Якутии», «ЭкоТур», «ТабакOOF» (2006—2014); для привлечения молодежи к благотворительной деятельности «Киви» (2008—2011); для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родителей «Все лучшее — детям», «Журавлик», «Крылья надежды», «Этюд», «Звездное сердце», «Открытые сердца» (2009—2014); для социокультурной реабилитации детей-инвалидов «Айылаана», «Мир без ограничений», «Мир по-другому» (2009—2011); для популяризации специальности «Связи с общественностью» среди абитуриентов «PRопуск» (2013—2014) — обеспечивающие формирование активной жизненной позиции.

Таким образом, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате общественные интересы преобладают над личными, – достигается нравственное воспитание студентов. Реализуя социально значимую проектную деятельность, студенты укрепляются в значимости социально активной жизненной позиции, на практике усваивают знания и умения профессиональной ра­боты, учатся взаимодействию с разными социальными группами, умению выступать перед аудиторией, осуществлению творческих мыслительных операций, разрешать конфликтные ситуации, делегировать полномочия, принимать эффективные решения, корректировать свои действия.

Список литературы:

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here