Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "формирование благоприятного психологического климата" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
- 2 XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019
- 3 ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
- 4 Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
- 5 Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Светлана Федулова
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
– формирование благоприятного психологического климата;
– нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
– развитие умения работать в команде;
– осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
– повысить коммуникативные навыки педагогов;
– повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Оборудование: листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки; спокойная музыка для релаксации; тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.
Ход тренинга
I. Организационный этап
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, – выразить друг другу радость встречи.
II. Мотивационный этап
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
III Практический этап
1. Упражнение «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»
Цель упражнения: эмоциональный настрой на работу.
2. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого
старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.
Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.
Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
5. Упражнение «Путаница»
Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.
Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.
Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
6. Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
– Тома, ты такой отзывчивый человек!
– Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
7. Упражнение «Повадырь»
Цель упражнения: учиться доверять партнеру; «слышать» друг друга.
Участники тренинга разбиваются на пары. Одному участнику завязываются глаза, второй должен с помощью команд и подсказок помочь своему партнеру преодолеть препятствия. Затем игроки меняются ролями.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Сложно ли было доверять партнеру?
8. Упражнение «Хорошее настроение»
Цель упражнения: выражение настроения
Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.
Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.
1. Что понравилось вам в данном упражнении?
2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?
9. Упражнение «Чему я научилась»
Цель: рефлексия (обратная связь)
Задание: дописать неоконченные предложения
– Я была удивлена тем, что….
– Я была разочарована тем, что… .
– Самым важным для меня было… .
Обсуждение по кругу
10. Ритуал прощания
Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.
Участники тренинга прощаются.
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях.
Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе Упражнение «Друг к дружке» Воспитатель Любое общение, любой контакт начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга.
Проект в дошкольном учреждении «Как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе» Формирование благоприятного психологического климата, как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением Успешное.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно.
Создание благоприятного психологического климата в группе раннего возраста «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов Одним из важнейших направлений.
Тренинг для адаптации новых педагогов в коллективе «Будем знакомы» Тренинг для педагогов «Будем знакомы» Цель: помощь новым педагогам в адаптации к коллективу педагогов Участники: педагогический коллектив.
Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.
Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.
Консультация «Значимость психологического климата в семье» Значимость психологического климата в семье Как воспитать ребенка доброжелательным по отношению к близким, к окружающим? Как научить быть.
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА
Обращаясь к педагогической практике, можно не раз услышать о таком понятии, как «благоприятный климат в коллективе класса». Опираясь на исследования последних лет, можно смело утверждать, что проблема формирования благоприятного климата в классе очевидна и удостоена большего внимания среди исследователей и преподавателей.
Актуальность темы обусловлена тем, что климат в коллективе оказывает большое влияние на развитие личности школьника. Создание благоприятного климата в классе является важным компонентом педагогической деятельности, поскольку психологически уверенные в себе люди представляют особую ценность для современного общества.
Данная статья посвящена исследованию психологического климата в коллективе класса и анализу методов его формирования.
Объектом исследования выступает психологический климат в классе школы. Предметом исследования является процесс формирования благоприятного психологического климата в коллективе класса.
Такое понятие как благоприятный психологический климат коллектива появилось в научных исследованиях, сравнительно недавно. Выдающийся специалист в области социологии и психологии В.Б. Ольшанский утверждал: «Психологический климат или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захилеть в другом».
Благоприятный психологический климат в коллективе зависит от ряда факторов. Например, таких как физическая среда, психологическая совместимость, степень сплоченности коллектива, стили педагогического руководства, взаимное влияние учащихся на деятельность друг друга и т.д. В зависимости от их состояния, формируются условия, для развития той или иной атмосферы в коллективе.
Рассматривая характеристики психологического климата, можно выделить благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе. К благоприятному типу относится коллектив, в котором преобладает бодрый оптимистичный характер взаимоотношений между учениками. Отношения строятся на постоянном сотрудничестве, взаимопомощи. Присутствует постоянная поддержка как со стороны учащихся друг к другу, так и со стороны преподавателя. Ученикам нравится работать в коллективе, работа проходит спокойно и продуктивно. К неблагоприятному типу относится коллектив класса, в котором преобладают подавленное настроение и излишняя агрессивность. Члены коллектива испытывают друг к другу неприязнь, присутствует постоянное соперничество и конфликты. Учащиеся способны критически относиться друг к другу и всячески принижать личность другого.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе школы №1 г. Переславля-Залесского, в 7 классе. Всего в исследовании приняло участие 20 респондентов: учеников в возрасте от 12 до 13 лет.
Для проведения исследования социально-психологического климата в коллективе класса была использована диагностическая методика «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю.Шалыто.
Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом.
Проведенная нами диагностика социально-психологического климата в коллективе по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто помогла нам определить уровень социально-психологического климата в коллективе класса.
Итак, во время исследования были получены следующие результаты:
1. Средняя оценка для эмоционального компонента, составляет – 0,55
2. Средняя оценка для когнитивного компонента, составляет – 0,4
3. Средняя оценка для поведенческого компонента, составляет – 0,5
Три средние оценки компонентов входят в 3 промежуток (от +0,33 – до +1,00). Это означает, что полученные результаты по всем трем компонентам являются полностью положительными. Отсюда следует, что атмосфера в коллективе данного класса – благоприятная.
Благодаря данной методике, беседе с учащимися класса и классным руководителем, можно смело утверждать, что для создания благоприятного психологического климата были соблюдены все правила и способы для его формирования.
С классным руководителем у учеников складываются доверительные отношения. На занятиях складывается доброжелательная обстановка, беседа проходит в спокойной форме. В коллективе класса преобладает оптимистичный характер взаимоотношений между учениками. Учащиеся относятся уважительно не только к преподавателям, но и к друг другу, что не мало важно для благоприятного психологического климата в коллективе. Присутствуют и ученики, относящиеся к классу в целом, как к одному коллективу, нейтрально. Не выражая особо свою позицию. Но стоит заметить, что, несмотря на это, в коллективе между группировками присутствует взаимное расположение. А успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искренне участие всех членов данного коллектива. Учащиеся активны во всех сферах школьной жизни. Добиваются высоких результатов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Это не единственная методика, которую можно применить в профессиональной педагогической деятельности для полного изучения социально-психологического климата в коллективе. Например, нами была также рассмотрена методическая разработка общей оценки психологического климата по А.И. Лутошкину (карта-схема).
Благоприятный психологический климат является неотъемлемой частью школьного коллектива. Он способствует и лучшему усвоению материала учащегося и полноценному развитию его личности.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата на уроках являются следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства; использование игры; формирование общих традиций; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу; привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Всё это мы смогли исследовать на примере школьного коллектива. Благодаря «Экспресс-методике» О.С. Михалюка и А.Ю.Шалыто, мы смогли изучить социально-психологический климат в школьном коллективе, определить его уровень и способы его организации. И изучить на живом примере состояние благоприятного психологического климата в коллективе класса.
Полученные нами результаты в ходе исследования данной работы в первую очередь будут полезны для студентов педагогических вузов как для будущих педагогов, заинтересованных в формировании и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе класса, для высокой продуктивности среди учащихся и положительного взаимодействия между друг другом и преподавателем. А также раскрытие соответствующих психологических механизмов в формировании благоприятной атмосферы в коллективе класса, позволит существенно повысить эффективность воспитания детей, изменение их поведения и отношения к учебе.
Таким образом, благоприятный психологический климат является неотъемлемой частью школьного коллектива. Он способствует и лучшему усвоению материала учащегося и полноценному развитию его личности. А создание благоприятного психологического климата на занятиях является важным компонентом педагогического процесса, поскольку психологически здоровые, уверенные в своих силах ученики, представляют особую ценность для общества в целом.
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Социально-психологический климат коллектива: характеристика, ключевые понятия
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Социально-психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В психологическом словаре дается следующее определение социально-психологического климата. Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.(12) Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.
Феномен социального-психологический климат включает понятие состояния психологии организации как единого целого. Разработана определенная система показателей, на основании которой оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие:
- 1) удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой,
- 2) уровень конфликтности отношений сотрудников организации, конфликтность между членами формальных и неформальных групп,
- 3) уровень сплоченности коллектива организации,
- 4) степень совпадения формальных и неформальных лидеров организации.
Математический анализ полученных в ходе анкетирования данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного климата, формирование и совершенствование, которого требует от руководителей и психологов в фирмах понимания эмоционального состояния людей, настроения, отношений друг с другом.
Многие руководители считают, что социально-психологический климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и есть, а с другой — его довольно трудно почувствовать. В таком случае следует обратиться к мнению особо чуткой категории работников, достаточно долго проработавших на предприятии, чтобы суметь оценить особенности отношений, и недостаточно долго, чтобы притерпеться, махнуть на эти отношения рукой. По данным психологов, это люди, которые проработали в коллективе 10-15 лет.
Состояние социально-психологического климата — один из ведущих показателей работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно.
Здоровый социально-психологический климат в коллективе медленно вызревает и трудно поддерживается на необходимом уровне. Состояние микроклимата в коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий. К сожалению, природа человеческой памяти такова, что он часто забывает хорошее и долго помнит плохое, а поэтому негативные, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и длительное время влиять на выполнение им производственных задач.
Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного.(7)
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности.
Помимо этого, подчеркивает Б. Д. Парыгин, социально-психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем.(7) А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.
Получается что, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе.
Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
- — доверие и высокая требовательность членов .группы друг к другу;
- — доброжелательная и деловая критика;
- — свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- — отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные значимые для группы решения;
- — удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- — высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
- — принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Еще один важный критерий влияющий на климат в коллективе это конфликты .Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным последствиям (например, к развалу коллектива). Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
Любая конфликтная ситуация, помимо самого конфликта, включает в себя совокупность причин и условий, предшествующих возникновению разногласий. (11) Именно поэтому в известном смысле под конфликтной ситуацией следует понимать стечение психологических предпосылок, социальных условий и производственных причин еще не наступившего потенциального конфликта, угрожающих разрядиться реальным трудовым конфликтом, который возникает тогда, когда сознательное поведение одной из сторон вступает в неразрешимое противоречие с интересами другой стороны.
Противоположная ситуация в коллективе ведет к негативным последствиям и даже к самым необратимым. Не каждый руководитель понимает, что именно человеческий фактор играет одну из самых важных ролей в успешной работе предприятия в целом.
Неблагоприятные условия труда (отсутствие комнаты для персонала) порождают усталость, апатию, незаинтересованность в работе, а неприязнь к руководству вызвана безосновательными штрафами, задержкой или неуплатой заработной платы, личными обидами. Большие группы людей следует подвергать более глубинному анализу для выявления причин неблагоприятного психологического климата с последующей корректировкой сложившейся ситуации. Основными признаками анализа являются:
- · производительность труда работников;
- · степень кадровой текучести;
- · качество продукции;
- · прогулы и опоздания на работу;
- · количество претензий клиентов и сотрудников;
- · обращение с оборудованием (небрежность либо аккуратность);
- · степень приверженности к своему коллективу сотрудников.
На основе выше сказанного , различают благоприятный и неблагоприятный социально – психологический климат в организации.
Благоприятный климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. психологический климат конфликт коллектив.
Таким образом, социально-психологический климат как качественная сторона межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе, который отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК
Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие членов коллектива друг к другу, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие – это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая СПК организации. Но с более широкой точки зрения, доверие – это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. В структуре СПК очевидно наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
Мария Жерегеля
Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны».
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.
Преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг к другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие: так как, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность.
Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Цель мероприятия Познакомить педагогов с программой занятий “Школы общения”, направленной на углубление и расширение знаний о способах общения.
Формирование и коррекция социально-эмоционального развития детей на занятиях театрализованной деятельности Театральная деятельность – это реальная возможность для каждого ребенка испытать свои силы, обрести шанс на успех и удачу «Театр поучает.
Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой.
Формирование социально-культурных ценностей, начал гражданственности и патриотизма у дошкольников. Взаимодействие с семьей Авторы: Московая Ю. Н., Саблук Е. М. История показала,что любовь к своей Родине, патриотизм всегда были чертой нашего национального характера,.
Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития Введение В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое.
Рекомендации педагогам по оптимизации психологического климата в детском коллективе Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе смело можно назвать одним из самых важных компонентов работы воспитателя.
Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ» Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ. «Забота о здоровье – это важнейший.
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ. КВН «История, традиции и культура народов Приднестровья» Создание благоприятного психологического климата в ДОУ очень важная и неотъемлемая часть педагогического процесса. Психологический комфорт.
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Школу делает школой учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение»,которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
1. Выбор пластической позы.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.
Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва ( широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «мы».
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьеробщения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами:
« на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьерего причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.