Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "акцентуация характера и темперамент личности" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности
- 2 АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
- 3 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности. Акцентуация характера
- 4 Определение и типы акцентуации характера
- 5 Акцентуация характера по Личко: положительные и отрицательные черты каждого типа
- 6 Акцентуация характера: причины возникновения, виды и типы личности
Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности
Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.
Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. [11]
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда – Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. [11]
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1) гипертимический (гиперакгивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5) демонстративный – выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбудимый-повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;
8) педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10) экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. [11]
Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.
Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом». [11]
Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом.
А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. [12]
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.
«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции».
«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко».
Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.
Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом – значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса. [5]
Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.
Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.
Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником.
Педантическая личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных – из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело.
Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной – скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая – с отрицательными.
Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.
Жесткой границы нет и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т.е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям. [11]
личность характер акцентуация неформальный
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
1. Характер и черты личности
2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы
3. Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
4. Развитие и трансформации акцентуаций характера
Семинарское занятие
Цель – исследование понятия “акцентуация характера” как крайнего варианта нормы.
Основные понятия: характер, акцентуация (лабильный, циклоидный, астенический, боязливый, психастенический, шизоидный, застревающий, эпилептоидный, демонстративный, гипертимный, дистимный, неустойчивый, конформный)
1. Определение понятий “характер” и “акцентуация характера” в психологии.
2. Классификация акцентуаций характера.
3. Психологические травмы, вызывающие отклонения в развитии личности и поведении подростков.
4. Характерные особенности каждого типа акцентуации.
5. Причины трансформации акцентуаций характера.
1. Подумайте, как соотносятся понятия “характер” и “акцентуация характера”. Проведите сравнительный анализ (выделите общее и различное в этих понятиях).
2. Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных Вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.
3. Сравните классификации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Выскажите свое мнение (доводы “за” и “против”) по каждой из классификаций.
4. С помощью доступных Вам источников ознакомьтесь более подробно с каждым типом акцентуации характера.
1. Подготовьте сообщения на тему “Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду”.
2. Подготовьте сообщение на тему “Типы акцентуации характера по А.Е. Личко”.
3. Подготовьте сообщение на тему “Психологические портреты людей с различными типами акцентуаций характера”.
4. Найдите тестовый материал для определения акцентуаций характера. Выберите наиболее подходящий вариант.
Методические рекомендации к выполнению заданий.
При работе над темой 4 Вам необходимо овладеть понятийным аппаратом (для этого нужно выполнить задания I группы). Найдите в доступных Вам источниках основные понятия темы, ознакомьтесь с их формулировкой, выпишите те, которые Вам не совсем понятны и над которыми следует поработать.
Постарайтесь освоить конкретный тест для определения типа акцентуации, обратите особое внимание на обработку результатов тестирования. Найдите полное описание каждого типа акцентуации характера. Объясните, зачем педагогу или психологу необходимо знать типы акцентуаций характера. Пригодятся ли эти знания в практической работе с подростками и их семьями?
Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности. Акцентуация характера
Психические свойства индивида. Акцентуация характера личности. Изучение гуморальной теории по Гиппократу, конституционной системы по Э. Кречмеру и физиологической теории по И.П. Павлову. Особенности сангвиника, меланхолика, холерика и флегматика.
Рубрика | Психология |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.03.2016 |
Размер файла | 559,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Индивидуально-типологические особенности личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Характер – акцентуация его черт. Темперамент. Способности – психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний.
контрольная работа [57,5 K], добавлен 23.05.2008
Определение характера как социально сформированной поведенческой схемы личности. Темперамент как физиологическая основа поведения индивида. Уровень нравственности и самоусовершенствования человека. Национальные особенности характера и его акцентуация.
курсовая работа [41,9 K], добавлен 27.02.2011
Темперамент как устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. Характерные черты в поведении флегматика, холерика, сангвиника, меланхолика. Характер как структура психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
презентация [2,7 M], добавлен 09.09.2014
Изучение типов темперамента человека (меланхолика, сангвиника, флегматика и холерика) в художественной литературе. Проявление специальных способностей личности: математических, музыкальных, художественных. Специфика использования жестов и поз человеком.
контрольная работа [3,0 M], добавлен 02.01.2012
Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Подсистемы (свойства) черт характера, выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Сущность понятия “акцентуация”. Черты личности по Кеттелу.
доклад [10,9 K], добавлен 05.07.2011
Определение понятия “акцентуация характера”. Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.
реферат [38,1 K], добавлен 11.12.2002
Суть психических явлений, состояния и фактов. Проявление в поведении людей свойств индивида и свойств личности, их отличия. Черты характера сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Представители бихевиоризма, гесингальтпсихологии и психоанализа.
контрольная работа [22,1 K], добавлен 14.10.2011
Характеристика понятия и видов темперамента – устойчивого объединения индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Психологические особенности холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.
презентация [295,8 K], добавлен 17.06.2012
Характер как совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Акцентуация характера по А. Личко: особенности гипертимического, дистимического, циклоидного, возбудимого и застревающего типов.
презентация [921,1 K], добавлен 03.12.2015
Анализ проблемы изучения характера личности в теории психологии. Типологии характера. Понятие “акцентуаций” характера и причины их возникновения. Основные типы акцентуаций. Алкоголизация и делинквентное поведение. Неформальные эмоциональные контакты.
курсовая работа [34,7 K], добавлен 08.12.2013
Определение и типы акцентуации характера
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют типы акцентуации характера. Вы ознакомитесь с классификациями, узнаете, что это такое и как с ними бороться.
Определение
Акцентуации (в переводе с латыни accentus –ударение) являются крайними проявлениями нормального состояния, которые характеризуются наличием в характере отдельных черт, которые гипертрофированы.
Акцентуация — достаточно распространенное явление. Акцентуации у подростков встречаются в 95% случаев, у взрослых — до 50%.
В основном всему виной врожденные качества темперамента. Если у человека темперамент холерика, то вероятно развитие возбудимого типа, если сангвиника — гипертимного. Большое значение могут оказывать хронические или психотравмирующие ситуации, возникшие в детском или подростковом возрасте. Например, буллинг со стороны одноклассников. Также влияние на развитие акцентуаций могут оказывать особенности воспитания.
С одной стороны черты характера, которые проявляются в усиленной мере, делают личность более устойчивой к определенным факторам, успешной в нужной ситуации. К примеру, талантливыми актерами являются люди, у которых преобладает истероидный тип, индивиды, легко находящие общий язык с разными категориями людей, имеют гипертимный тип. Также данное явление может осложнять жизнь человеку. Можно привести пример с людьми, имеющими гипотимный тип. У них возникают серьезные проблемы при необходимости завязать с кем-то знакомство. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии сложной ситуации усиленная черта может перерасти в психопатию, а это в свою очередь спровоцирует развитие невроза или подтолкнет на возникновение алкогольной, наркотической зависимости, совершение противоправного действия.
Акцентуации могут проявляться двумя формами:
- явная – характерны специфические проявления;
- скрытая — не проявляется, обнаруживается при наличии критических ситуаций, затрагивающих наиболее проявляемые черты характера.
Стоит учитывать вероятность перехода в патологическое состояние. Поэтому важно знать, что именно может на это указывать:
- плохие условия окружающей среды, которая негативно воздействует на акцентуированную черту, например, для человека с конформным типом личности его неприятие коллективом;
- продолжительное воздействие данного фактора;
- влияние отрицательных факторов в уязвимые периоды жизни, в частности, в детском и подростковом возрасте.
Классификация
По методу Личко за основу берется типология психопатий.
Леонгард выделял основные и дополнительные черты характера. Основные являлись стержнем личности, которые были ответственными за психическое состояние здоровья человека. Всего он выделял три группы.
Акцентуации, которые относятся к темпераменту, образовались на основе черт.
- Эмотивный. Добрый человек, сострадателен к близким, всегда исполнителен, у него обострено чувство долга. Однако, присутствует стеснительность, некая трусость, повышенная плаксивость.
- Аффективно-экзальтированный. Такая особа влюбчива, общительна, проявляет повышенное внимание к близким, альтруист. Присутствует склонность к паническим настроениям, не исключены перепады настроения.
- Аффективно — лабильный. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Такая личность не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость.
- Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал.
- Дистимический. Такие люди добросовестны, не многословны. Высоко ценят своих друзей. Однако, данные индивиды весьма замкнуты, у них имеется предрасположенность к пессимизму, пассивности.
- Гипертимный. Такой человек оптимист, он общителен, активен, любит трудиться, остается устойчивым к стрессу. Все дела доводит до конца. Данный индивид не допустит контроля своих действий, не любит одиночества.
Акцентуации, которые относятся к характеру в качестве социального образования.
- Возбудимый. Перепады настроения, не исключены вспышки гнева. Когда состояние спокойное, такой человек будет проявлять себя добросовестно, указывать на свою заботливость. Если его захлестывает гнев, перестает себя контролировать.
- Застревающий. Такой человек всегда ответственный, устойчив перед стрессами, вынослив. Он обидчивый, подозрительно относится к незнакомцам. Характерна повышенная ревность, занудство.
- Педантичный. Данная личность всегда строго следует правилам, добросовестная. Однако, может присутствовать занудство.
- Демонстративный. Человек артистичный, является харизматичной личностью. Стремится быть лидером. Присутствует тщеславие, склонность к эгоизму.
Типы, которые относятся ко всей личности.
- Экстравертированный. Такой человек дружелюбен, не будет претендовать на роль лидера. Достаточно болтлив, ведет себя легкомысленно, легко оказывается под чужим влиянием. Не исключены импульсивные поступки.
- Интровертированный. Такая личность ведет себя принципиально. Человек сдержанный, сконцентрирован на своем внутреннем мире. Имеет место развитая фантазия. Как правило, данные индивиды отстаивают свое мнение, не допускают чужого вмешательства в их личную жизнь.
Работа над собой
Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.
Помощь психолога
Когда человек не в состоянии самостоятельно противостоять акцентуации, он может обратиться за помощью к специалисту. Применяются следующие методы психотерапии.
- Индивидуальные беседы. Пациенту рассказывают о его уязвимых местах, о том, как необходимо уравновешивать черты своего характера.
- Групповые занятия. Собираются люди, которые имеют схожие акцентуации, разговаривают на тему, которая для всех полезна. Психолог обучает, какие модели поведения являются продуктивными в различных ситуациях, рассказывает о правилах правильного общения с людьми, объясняет, как необходимо взаимодействовать с членами семьи.
- Семейная терапия. В процессе учения задействованы вся семья. Происходит налаживание взаимоотношений, улучшение семейной атмосферы.
- Психологические тренинги. Занятия, которые обучают, как необходимо правильно себя вести в определенных ситуациях.
- Методика психодрамы. Является групповым методом, который основан на создании волнующей ситуации. Оказывается помощь в выработке правильного поведения, общения с родными людьми.
Теперь Вы знаете, что собой представляет акцентуация характера человека. Как видите, данное явление иногда нуждается в коррекции. Если обнаруживаете у себя состояние, которое оказывает негативное влияние на Вашу жизнедеятельность, отправьтесь на прием к психологу или психотерапевту. Также можно попробовать справиться самостоятельно, своими силами. Главное, не бездействовать, ведь Вы достойны лучшей жизни.
Акцентуация характера по Личко: положительные и отрицательные черты каждого типа
Акцентуированных людей называют неординарными личностями, а в некоторых ситуациях, когда они не в состоянии поддерживать конструктивное взаимодействие — людьми со странностями. В связи с большим количеством критериев нормы и патологии, в психологии нет строго определенных рамок между нормальным и акцентуированным поведением. Чрезмерно проявляющиеся черты характера являются крайней степенью нормы: они находятся на границе с психопатологией, если их выраженность не достигает клинических проявлений.
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которая выражается в специфике межличностных взаимодействий, отношении к себе, труду и образе жизни в целом. Характер наряду с темпераментом отражает тип нервной системы человека. Он наблюдается в общении и различных видах деятельности, определяет значимые поступки человека и его поведение в привычных и нестандартных обстоятельствах.
Акцентуация характера проявляется в отклонениях поведенческих реакций человека, связанных с его психикой. Это разновидность искажения характера, когда отдельные его черты особенно выражены. Личность становится чрезмерно чувствительной к некоторым видам психологических воздействий, что затрудняет или даже в некоторых ситуациях делает невозможным взаимодействие с окружающими. Такие отклонения считаются нормой, хотя и находятся на грани с патологией.
Например, тревожность как черта характера имеется почти у всех людей. Она проявляется, когда человек попадает в нестандартную ситуацию, новую обстановку.
Но если поведение характеризуется немотивированной тревогой, постоянным беспокойством за себя и близких и это влияет на его отношения с другими людьми и трудовую деятельность, тогда имеет место акцентуация характера. Нет повода говорить о психической патологии у этого человека. Но в неблагоприятных жизненных обстоятельствах акцентуация может привести к отклонению от нормы, развитию тревожного невроза и психосоматическим расстройствам.
Акцентуации ярче всего выражаются у подростков и в ранней юности. 12–18 лет — это период становления характера, с которым связано понятие «юношеский максимализм»: полярность мышления («все или ничего»), чрезмерная эмоциональность, категоричность, отсутствие гибкости и способности к компромиссам.
Часто акцентуации являются временным явлением и постепенно уходят по мере того, как подросток взрослеет, накапливая опыт конструктивного взаимодействия с окружающими и решения проблем.
Выделяют две степени акцентуации характера:
- 1. Явная акцентуация близка к психопатологии, это крайняя граница нормы. Особенность характера выражена чрезмерно, может создавать проблемы в общении и трудовой деятельности. В неблагоприятных обстоятельствах (конфликт, стресс) проявляется в неадекватном поведении, дезадаптации. С возрастом особенность слегка сглаживается, компенсируется, но демонстрируется довольно отчетливо. Человек достаточно социально адаптирован, если его деятельность соответствует возможностям и способностям.
- 2. Скрытая акцентуация является вариантом нормы. Человек хорошо социально адаптирован. В привычной обстановке черта характера выражается слабо, но ярко или неожиданно для окружающих проявляется в стрессовых ситуациях, специфических обстоятельствах, при психологических травмах.
Акцентуация во многом влияет на выбор рода занятий и определяет, насколько комфортно человек будет чувствовать себя в коллективе.
Существуют классификации типов характера отечественных и зарубежных авторов: Э. Кречмера, У. Шелдона, Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко. Достоверную типологию акцентуированных характеров взрослых людей разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Психиатр Андрей Евгеньевич Личко в 1977 году переработал его опросник с целью определения акцентуаций в детском и подростковом возрасте. Это было рационально, так как многие акцентуации развиваются в детстве или в юности.
Типология Личко широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей. Личко полагал, что это временные состояния психики, которые способны изменяться или вовсе исчезнуть с течением времени. Однако многие из них сохраняются на всю жизнь и могут развиться в патологии. Это зависит от степени выраженности акцентуации, образа жизни и воспитания человека, жизненных обстоятельств и социального окружения.
В каждом типе акцентуации имеются характерные только для него, не совпадающие с другими типами «болевые точки». Поэтому акцентуации ярко выражаются только при определенных ситуациях, направленных на «болевые точки» именно этого типа характера. Трудности, не затрагивающие слабые места, не вызывают нарушений эмоциональных реакций, поэтому задачи вне «слабого звена» акцентуированные личности способны решать даже лучше других.
В таблице представлены 11 типов акцентуации характера по Личко. Некоторые названия образованы от названий психических заболеваний (шизоид, истероид и т. п.), но это не должно смущать: акцентуация характера не является психопатологией.
Знание типов акцентуации (на основании психодиагностических методик) дает возможность подобрать наиболее подходящий род деятельности или профессию, выстроить бесконфликтные отношения. Эта информация применяется в сфере разработки программ психотерапевтической реабилитации, повышения эффективности различных видов психотерапии (индивидуальной, групповой, директивной, арт-терапии и др.), с целью облегчения социальной адаптации.
Тип акцентуации характера необходимо учитывать:
- родителям;
- менеджерам по персоналу, руководителям компаний;
- педагогам, психологам, работникам социальной сферы;
- медицинским работникам.
Акцентуированные личности должны заниматься тем делом, которое позволит им быть «на своем месте».
Например, гипертимный и истероидный типы называют демонстративными. Они отличаются умением хорошо рассказывать, обладают высокой активностью, умеют убеждать, а истероиды способны подстраиваться к собеседнику, быстро ориентируются в ситуации. Такие люди могут работать в сфере продаж, педагогике, на телевидении и в театре. А с обязанностями аналитика или с исследовательской деятельностью они не справятся. Настойчивый и упрямый эпилептоид горячо убедит начальство в пользе нового проекта. Психастенический тип любит выполнять работу, требующую точности и аккуратности.
Человеку могут быть свойственны черты нескольких типов, которые будут проявляться в разных ситуациях. Большинство людей не имеют выраженной акцентуации.
Важно не приписывать себе или окружающим какую-либо акцентуацию, выявив похожие черты или пройдя тестирования. Человек склонен подстраивать свое поведение и деятельность под данные ему характеристики, а следование чужому шаблону в течение долгого времени может нанести вред психике. Утверждать наличие акцентуации и определить ее вид может только психолог после досконального изучения личности.
Акцентуация характера: причины возникновения, виды и типы личности
Акцентуация характера – слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте.
Акцентуация (акцентуированная личность ) – определение, применяющееся в психологии. Этот термин понимают как дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков.
Термин «акцентуация » впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации. Он утверждал, что у большого количества людей черты характера являются заостренными.
Затем этот вопрос был рассмотрен А. Е. Личко. Он под акцентуацией характера понимал крайние варианты его нормы, когда происходит чрезмерное усиление некоторых черт. При этом отмечается избирательная уязвимость, которая относится к определенным психогенным воздействиям. Любая акцентуация не может быть представлена в качестве психического заболевания.
Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.
Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации. Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:
- педагоги;
- медицинские и социальные работники;
- военные;
- актеры.
Существуют классификации акцентуаций характера, которые выделял А. Е. Личко и К. Леонгард. Первый предложил типологию акцентуаций, состоящая из 11 типов, каждый из которых характеризуется специфическими проявлениями, которые можно наблюдать в подростковом возрасте. Кроме типов, Личко выделял виды акцентуации, которые различаются в зависимости от степени выраженности:
- явная акцентуация – крайний вариант нормы (черты характера выражены в течение всей жизни );
- скрытая – обычный вариант (заостренные черты характера проявляются у человека исключительно в трудных жизненных обстоятельствах).
Виды акцентуаций по А. Е. Личко:
Вид | Проявления |
Гипертимный | Отмечается повышенная активность и настроение. Такие личности не могут переносить одиночества и однообразия в жизни. Любят общение, наблюдается склонность к частым сменам увлечений и хобби. Редко доводят начатое до конца |
Циклоидный | Отмечаются циклические смены настроения с гипертимного на дисфорическое (злобное) |
Эмоционально-лабильный | Беспричинные и частые смены настроения. Люди отличаются высокой чувствительностью. Они открыто выражают свои положительные эмоции по отношению к окружающим людям. Отмечается отзывчивость, альтруизм и общительность |
Сенситивный | Такие личности характеризуются наличием чувства неполноценности. Отмечается повышенная впечатлительность. Интересы лежат в интеллектуальной и эстетической сфере |
Астено -невротический | Отмечается повышенная капризность и плаксивость. Такие люди быстро утомляются и истощаются, на фоне этого часто возникает раздражительность |
Шизоидный | Такие люди характеризуются замкнутостью и любят проводить время в одиночестве. Для подростков характерно то, что они не общаются со сверстниками. Любят находиться в кругу взрослых людей |
Психастенический | Личности с таким характером склонны к тщательному самоанализу и рефлексии. Они долго принимают решение относительно какой-либо ситуации, бояться ответственности. Самокритичны |
Эпилептоидный | Поведение характеризуется приступами гнева по отношению к другим людям. Отмечается повышенная возбудимость и напряженность |
Истероидный | Любят быть в центре внимания. Склонны к демонстративному суициду и бояться насмешек со стороны окружающих |
Конформный | Зависимы от других людей. Подчиняются авторитету. Стремятся не отличаться от окружающих |
Неустойчивый | Тяга к различным интересам и увлечениям. Такие люди ленивы. У них отсутствуют планы относительно своего будущего |
Леонгард выделил классификацию акцентуаций характера, состоящую из 12 видов. Некоторые из них совпадают с типологией А. Е. Личко. Он изучал типологию характеров у взрослых людей. Виды разделены на три группы:
- 1. темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный );
- 2. характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);
- 3. личностный уровень (экстравертированный и интровертированный).
Виды акцентуаций по К. Леонгарду:
По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный – в раннем детстве, а гипертимный – в подростковом возрасте.
Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы ). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.
В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения. Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции). Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.
Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.
У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.
На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.