Адаптация социальных педагогов

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "адаптация социальных педагогов" с детальным описанием.

социально-педагогическая адаптация учащихся НПО
материал на тему

Выступление на августовской педагогической конференции в честь 65-летия системы НПО “Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития”

Вложение Размер
sotsialno-pedagogicheskaya_adaptatsiya_uchashchihsya_npo.docx 17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция

65-лет системе НПО

«Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития»

Секция 4. Социально-педагогическая адаптация учащихся

Докладчик: Чагаева Виктория Владимировна,

социальный педагог ГОУНПОПУ № 7 г. Тында

Социально-педагогическая адаптация учащихся

Важной особенностью учреждений начального профессионального образования является возрастной состав (в основном подростки 14-17 лет). Это возраст интенсивного социально-психологического развития. Именно в этом возрасте учащиеся настойчиво ищут свое призвание, стремятся проверить свои способности и возможности, утвердить свою самостоятельность. У них формируется самосознание, профессиональные интересы. Период юности самый сложный в жизни человека. Именно в эти годы подростки, еще не созревшие биологически и психически, вынуждены принимать жизненно важные решения. А, сделав выбор, продолжить обучение в профессиональном училище, подростки сомневаются в его правильности.

Такими сомневающимися, неуверенными в себе они переступают порог нового для себя учебного заведения, где их ждут непривычные условия учебы, новый ученический коллектив, новые преподаватели, новый социальный статус.

С первых дней своего обучения в училище молодой человек получает представление, прежде всего, о том, что принимается – отвергается в данном коллективе, как следует выполнять свои функции, обязанности. Учащийся вынужден не только осмыслить, оценивать предложенную ему модель поведения в группе, училище, но и корректировать в ходе взаимодействий свои отношения. То есть, личность учащегося начинает более последовательно и определенно самоопределяться, первоначально не столько по отношению к профессии, сколько к ходу событий в училище.

Адаптация учащихся имеет огромное значение в воспитательной системе училища.

Не все успешно преодолевают трудности адаптационного периода. Не сложившиеся отношения с соучениками, преподавателями могут привести к отсеву первокурсников в первом полугодии.

Проблема адаптации первокурсников УНПО имеет свои специфические особенности. Учебные группы комплектуются из подростков, пришедших из разных школьных коллективов, где каждый занимал определенное место, у них уже имеется опыт межличностных отношений, но они еще плохо разбираются в себе, в окружающих, не учеют правильно оценить складывающуюся вокруг себя ситуацию и находить верные решения.

В силу этого формируется определенный тип поведения. Кто-то был в школе лидером, привык подчинять себе одноклассников, поэтому в новом коллективе пытается завоевать такие же позиции. А ведь подобных в одной группе может оказаться несколько. Есть и другой тип подростков. В школе они были «ведомыми», «подчиненными», и, придя в новый коллектив, хотят занять новое положение, зачастую делая это за счет подавления еще более слабых. В таком еще не сложившемся подростковом коллективе, конечно же, возникают ситуации, когда все, что сформировано в каждом подростке до поступления в училище, может им переоцениваться, и не всегда в лучшую сторону. Лидеры нового ученического коллектива навязывают более слабым свои ценности, свои нормы и стереотипы поведения. Чтобы не выделяться, некоторые члены учебной группы принимают эти правила, отказываясь от свои ценностных ориентаций, выбирая для себя не всегда благоприятный путь.

Термин «адаптация» означает приспособление человека к условиям среды. Но важно понимать, что при этом самом приспособлении личность должна сохранить свою индивидуальность, право на проявление собственных переживаний и чувств.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае включается механизм переадаптации. Под переадаптацией понимается процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования. Результат переадаптации сожжет носить характер успешного приспособления к новым условиям социальной среды, не потеряв при этом своей индивидуальности, а может привести к дезадаптации.

Среди различных видов дезадаптации остановимся на социальной дезадаптации, выраженную в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций ценностных ориентаций, социальных установок. Социальная дезадаптация характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации семьи и училища. Социально дезадаптированные подростки нуждаются в более серьезной педагогической и социально-психологической помощи.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения выступают:

– раняя диагностика учащихся;

– консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;

– мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;

– организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации;

– разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Для успешной адаптации новичков ку новому социальному статусу необходимо активное педагогическое руководство этим процессом. В связи с этим появляется совокупность компонентов, предъявляемых к педагогам, такие как:

– умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;

– способность воспринимать, различать, интерпретировать и анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения;

– способность ситуативного разъяснения нескольких социальных процессов;

– знание и умение применять психологические приемы диагностики и изучения личности учащегося, его семьи и социума.

Умение не указывать и не приказывать, а также советовать первокурснику, как войти в новую среду, как реализовать свои ожидания и надежды, раскрывать свои потенциальные творческие и личностные возможности, профессиональные склонности и т.п. Разъяснять , советовать, помогать разобраться в себе и в окружающих, совместно искать пути быстрой и «мягкой» адаптации к новому коллективу, новым условиям – залог обретения первокурсниками уверенности в себе. Обучение учащихся способам самосознания и самосовершенствования, нормам и правилам безконфликтного общения; целенаправленное влияние на личность обучающегося.

Еще статьи:  Как отшить парня раз и навсегда!?

В разрешении этих проблем огромную помощь оказывает социально-психологическая служба нашего училища, главными задачами которой являются:

– укрепление социально-психологического здоровья подростков;

– оказание социальной, педагогической и психологической помощи в процессе воспитания;

– обеспечение индивидуального подхода к каждому;

– создание условий для полноценного развития учащихся, современного прогнозирования и предупреждения правонарушений.

Работа службы ведется по различным направлениям:

– оказание социально-бытовой помощи;

– социально-правовой и реабилитационной;

– медико-социальной и психологической;

– информационной и т.д.

При организации помощи первокурсникам в адаптационный период создаются необходимые условия для реализации прав родителей на воспитание своих детей, на преодоление ошибок и различных конфликтных ситуаций; используются все возможности социальной деятельности службы и спектры оказываемых услуг в социально-образовательном пространстве.

Нами разрабатываеются и проводятся в течение года следующие мероприятия:

– знакомство вновь прибывших учащихся и их родителей в работой педагогического коллектива;

– индивидуальная работа с семьями по фактам жестокого обращения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций (с родителями, сверстниками, педколлективом);
– информирование учащихся и их родителей по вопросам социальной защиты, помощи, поддержки и оказанию всевозможных услуг;

– организация встреч с ведущими специалистами медико-социального центра «Гармония»;

– проведение классных часов;

– круглые столы с участием сотрудников ПДН, ОВД;

– совлечение обучающихся в работу кружков, секций;

– тематические родительские собрания;

– психологическое консультирование и многое другое.

Таким образом, включая учащихся в совместную деятельность, кружки, секции, подчеркивая их значимость в выполненном деле, профилактика правонарушений, воспитание здорового образа жизни помогают учащимся реализовать себя в различных сферах.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИРЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Важной задачей социального педагога является помощь учащимся в адаптации к условиям школьной жизни. Переход из начальной школы в среднюю – это один из переломных моментов в жизни школьника, сопряженный с большой психологической нагрузкой. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию учеников, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т. п.

Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо проведение специальной работы по социально-педагогической адаптации учащихся.

В справочной литературе социальная адаптация определяется как «активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» [6].

В социально-педагогических исследованиях социальная адаптация рассматривается как: процесс приспособления индивида к условиям социальной среды (М.А. Галагузова); активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе (Л.В. Мардахаев); процесс активного взаимодействия ребенка со средой, стремление к установлению состояния гармонии личности и среды, способность к преодолению проблемных ситуаций (О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова).

Социальная адаптация ребенка рассматривается также как «процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношения в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам» [3, с. 81]. Так, адаптация ребенка к школе представляет собой приспособление его к условиям обучения и успешное овладение школьной программой с учетом индивидуальных возможностей.

Результатом адаптации выступает адаптированность, под которой в социальной педагогике система качеств личности, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Адаптивная ситуация ориентирована на восстановление значимых связей и отношений ребенка в микросоциуме. Она является важнейшим механизмом социализации.

О.М. Никулина и Л.Н. Смотрова выделяют в качестве компонентов адаптации следующие: когнитивный (ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.); эмоциональный (чувства, эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.); поведенческий (целенаправленная деятельность человека в социальной практике) [4].

Адаптационный процесс складывается из нескольких стадий: начальной, стадий терпимости, аккомодации и ассимиляции [2]. На начальной стадии индивид начинает осознавать, почему что-то не получается, почему социальная активность не приносит удовлетворения. Значит, надо вести себя по-другому, принять другую систему ценностей, усвоить новые социальные роли и пр. Однако психологически личность еще чувствует себя некомфортно. На следующей стадии, стадии терпимости, личность, находясь в малой группе, проявляет терпимость, делает уступки. Однако человек не только осознает, почему активность не обеспечивает успех, но и пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил. На стадии аккомодации индивид признает и принимает основные новые ценности группы или социальной микросреды. На стадии ассимиляции системы ценностей личности, группы и микросреды совпадают. Успех адаптационных процессов зависит от того, на какой стадии находится адаптант.

Еще статьи:  Смс хочу тебя

Социальная адаптация – не только приспособление к новым условиям, но и способность человека создавать их для комфортной жизнедеятельности. Социальное развитие человека происходит постоянно. Каждый акт общения людей между собой, каждое восприятие что-то добавляет к их опыту, и человек становится иным. Социальную адаптацию необходимо рассматривать в контексте духовных потребностей, ценностей личности и социализации как средства усвоения норм социальной жизни. Каждый человек в общении с другими усваивает культурные и духовные ценности. Именно поэтому возможности адаптации человека неразрывно связаны с содержанием его деятельности. Как социальное существо человек постоянно нуждается в человеческих контактах. Социальную адаптацию характеризуют сопереживание и удовлетворение потребностей в общении. Она передает из поколения в поколение людей убеждения, этнические нормы и эстетические вкусы.

Социально-педагогическая адаптация как вид социальной адаптации представляет собой сложный, непрерывный, этапный, многоуровневый, управляемый процесс взаимодействия личности и социальной среды, состоящий в осознанном активном приспособлении личности к изменяющимся социальным условиям, в усвоении и реализации социальных норм и ценностей, во взаимной интеграции личности со средой.

На основе учета типологических характеристик возрастных особенностей развития личности учащихся в онтогенезе, в период обучения их в школе можно выделить четыре этапа социальной адаптации учащихся:

1) адаптация к школьной жизни (1–4 классы);

2) освоение индивидуальных средств адаптации (5–7 классы);

3) социальная адаптация в пространстве школы (8–10 классы);

4) интеграция в открытое социальное пространство (11 класс).

На социальную адаптацию учащихся в общеобразовательной средней школе влияют факторы и условия их жизнедеятельности и организации социальной адаптации в школе. Так, И. Р. Перережко выделяет 2 группы факторов:

– общие факторы – мега-, макро- , мезо- и микрофакторы, определяющие качество жизни, возможности и границы реализации человеком его потенциала в условиях образования, понимаемого как механизм и фактор развития человеческого ресурса, социальной адаптации и социализации личности человека;

– специфические факторы – совокупность социальных компонентов, межличностных связей и отношений участников педагогического процесса, составляющих социально-педагогическую среду школы [5, с. 3].

Макро- и микроусловиями организации социальной адаптации, детерминируемыми социальным компонентом социально-педагогической среды являются следующие: макроусловия – особенности ее социальной организации, характер общения субъектов; микроусловия – возрастные, половые, этнические особенности в соответствии с характеристиками социальной адаптации на разных этапах развития личности учащегося в онтогенезе.

Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:

1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.

2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.

3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).

5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе [1].

Примерная программа адаптационного периода для учеников, начинающих обучение в средней школе, включает следующие моменты:

1) Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности. Поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то подросткам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».

2) Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы – в течение четырех дней по 1–1,5 часа.

3) Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное – в каждом.

4) Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.

5) Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Например, разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового и др.

В сентябре проводится также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных диагностических данных.

В сентябре-октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.

Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.

Еще статьи:  7 способов денежных заговоров

Таким образом, социально-педагогическая адаптация как вид социальной адаптации представляет собой сложный, непрерывный, этапный, многоуровневый, управляемый процесс взаимодействия личности и социальной среды, состоящий в осознанном активном приспособлении личности к изменяющимся социальным условиям, в усвоении и реализации социальных норм и ценностей, во взаимной интеграции личности со средой. Она предполагает постепенное овладение учеником необходимыми умениями, которые позволят подростку отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения. При работе с подростками, начинающих обучение в средней школе, в ходе адаптационного периода следует уделять внимание организации их самостоятельной творческой деятельности, группового взаимодействия со всем классом и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом, созданию доброжелательной атмосферы, способствующей продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого подростка.

1. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе / Центр образования № 422 «Перово». – Режим доступа: http://www.school422.ru. – Дата доступа: 15.12.2012.

2. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация / В.Г. Казанская. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/valentina_kazanskaya/ podrostok_socialnaya_adaptaciya_kniga_dl/read_online.html. – Дата доступа: 15.12.2012.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

4. Никулина О.М. Социальная педагогика / О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова. – М.: Высшее образование, 2008. – 256 с.

5. Перережко И.Р. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся в практике общеобразовательной средней школы: автореферат диссертации. / И. Р. Перережко. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2007. – 22 с.

Адаптация социальных педагогов

.0001pt;text-align:center;line-height:normal”>
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

.0001pt;text-align:right;line-height:normal”>
Киктева Анастасия Юрьевна

.0001pt;text-align:right;line-height:normal”>
студент 5 курса, кафедра социальной педагогики ВлГУ, г. Владимир

.0001pt;text-align:right;line-height:normal”>
Данилова Марина Владимировна

.0001pt;text-align:right;line-height:normal”>
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ВлГУ, г. Владимир

150%”>
С каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями интеллектуальной сферы, причем, велик процент отклонений неорганического генезиса, когда аномальное развитие — результат педагогической запущенности, негативной трансформации воспитательных воздействий, и, как следствие, хронической соматической ослабленности ребенка. Государственная помощь детям с интеллектуальными нарушениями и их родителям за последние несколько лет трансформировалась: наряду с интернатами стали появляться классы компенсирующего обучения, что позволяет избежать стресса отрыва ребенка от родителей.

150%”>
Классы компенсирующего обучения (ККО) — классы, созданные для детей, которые испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ [3].

150%;background:;vertical-align:baseline”>
Статистика заболеваний учащихся классов компенсирующего обучения включает в себя следующие группы заболеваний: аллергические заболевания, заболевания дыхательной и сердечнососудистой систем, опорно-двигательного аппарата, общее снижение иммунитета (например, к простудным и острым респираторным заболеваниям), вторичные нарушения работы центральной и периферической нервной системы. Если обозначить общее число школьников, обучаемых в ККО за 100 %, то картина заболеваемости будет выглядеть следующим образом:

line-height:150%;vertical-align:baseline”>
· аллергические заболевания — 23 %;

line-height:150%;vertical-align:baseline”>
· заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем — 24 %;

line-height:150%;vertical-align:baseline”>
· сколиоз, лордоз и другие заболевания опорно-двигательного аппарата — 59 %;

line-height:150%;vertical-align:baseline”>
· сниженный иммунитет — 67 %;

line-height:150%;vertical-align:baseline”>
· депрессивные состояния, неврозы и другие вторичные нарушения работы ЦНС — 85 % [1].

150%”>
В этой связи актуальной является проблема адаптации таких детей к школе, к классному коллективу, к учителям.

150%”>
Такие психологи как О.П. Гаврилушкина, У. Глассер, С.Д. Забрамная, О.В. Корнилович, В.Г. Петрова отмечают некоторые особенности адаптации, свойственные детям с задержкой психического развития, умственной отсталостью.

line-height:150%”>
У детей с отклонением в развитии процесс адаптации к окружающему миру протекает своеобразно. Ребенок подобного типа испытывает существенные трудности проникновения в смысл человеческих отношений в связи с тем, что возможности овладения психологическими средствами познания социальной действительности оказываются у него ограниченными.

line-height:150%”>
У таких детей медленно формируются нравственные критерии регуляции своих действий. Для них характерно сочетание несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных привычек [2, с. 60].

line-height:150%”>
Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается редко, дети почти не общаются друг с другом.

line-height:150%”>
Как отмечают психологи, у дошкольников со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии наблюдается значительное отставание в формировании навыков общения в процессе беседы. Это обусловлено как недоразвитием всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор.

line-height:150%”>
Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его [2, с. 57].

150%”>
Нами было проведено исследование социально-педагогической адаптации у 24 младших школьников — учащихся классов компенсирующего обучения.

150%”>
Использовались следующие методики психолого-педагогической диагностики:

line-height:150%”>
1. Методика «Дембо-Рубинштейна» (для изучения самооценки умственно отсталых детей и детей с диагнозом задержки психического развития младшего школьного возраста);

line-height:150%”>
2. «Карта адаптации» — авторская методика педагогов-психологов Маковой Л.П. и Кузьминой Н.П. (непосредственно для выявления дезадаптантов);

Еще статьи:  Случаи возникновения конфликтов интересов

line-height:150%”>
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дарки, В. Ален.

150%”>
Количественные результаты психолого-педагогической диагностики учащихся класса компенсирующего обучения и учащихся обычного класса младшего школьного возраста приведены на рисунках 1,2 и 3. 1 группа — класс-норма, 2 группа — класс компенсирующего обучения.

line-height:150%”>

Рисунок 1. Результаты теста школьной тревожности Р. Тэммл, М. Дарки, В. Ален

Рисунок 2. Результаты теста «Карта адаптации» Н.П. Кузьминой и Л.П. Маковой

Рисунок 3. Результаты теста «Дембо-Рубинштейна»

150%”>
Критериями оценки являлись следующие показатели: тревожность (в процентах) — высокая (выше 50 %), средняя (20—50 %), низкая (0—20 %); адаптация (в баллах) — зона адаптации (22—35 баллов), зона неполной адаптации (15—21 балл), зона дезадаптации (0—14 баллов); самооценка — высокая (35 и более), адекватная (22—34), низкая (0—22).

150%”>
Данные, полученные в ходе проведения психолого-педагогического исследования, демонстрируют у учащихся классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста высокий уровень тревожности (68 %), неадекватную самооценку (высокую — 60 %), низкий уровень адаптации к школе, учебе, классному коллективу, что вызывает острую необходимость этих детей в коррекционно-развивающих занятиях, тренингах, программах (68 %).

150%”>
Таким образом, можно сделать вывод, что для детей, обучающиеся в классах компенсирующего обучения, характерны высокий уровень школьной тревожности, дезадаптация и высокая самооценка. Это подтверждает проведенное психолого-педагогическое исследование. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Чем раньше начата работа по предоставлению учащимся младших классов компенсирующего обучения квалифицированной психологической, социально-педагогической помощи, тем эта работа будет продуктивнее.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:-1.0cm;line-height:150%”>
1.Быстрицкая Е.В. Недостатки здоровья учащихся классов компенсирующего обучения и пути их решения [Текст] / Е.В. Быстрицкая // Нижний Новгород: Изд-во НГПУ. — 2011. — № 3 — с. 144—147.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:-1.0cm;line-height:150%”>
2.Иванова Н.В. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт [Текст] / Н.В. Иванова // Журнал практического психолога. — 2007. — № 2 — с. 56—64.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».

Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возраст делится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:

* уровень нервно – психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Еще статьи:  Виды разрешения конфликтов

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка;

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра, т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников. Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:

самостоятельные сюжетные игры:

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями:

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

“Холодно – горячо, право – лево”

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

Развиваем умение активно слушать:

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

Развиваем слуховое восприятие

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

“Я бросаю тебе мяч”

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

“Уходи, злость, уходи”

Прикреплённые файлы:

socialnaja-adaptacija-detei-doshkolnogo-vozrasta-2_db6tr.pptx | 3984,71 Кб | Скачан: 255

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ В этом году мне посчастливилось набирать малышей. Этот период, а именно период адаптации является самым тяжелым как для родителей, так и.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Консультация для родителей Родительский университет Старший воспитатель 1 квалификационной категории Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Адаптация к.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Для ребенка раннего возраста поступление в детское учреждение – серьезный и трудный этап в жизни, серьезное испытание для психики ребенка,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста» Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема: «Адаптация детей раннего возраста» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here