Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "адаптация педагога психолога" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Специфика работы педагога-психолога в период адаптации детей раннего возраста
- 2 Адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении
- 3 Адаптация педагога психолога
- 4 Исследовательская работа “Деятельность педагога-психолога по адаптации детей к школе”
- 5 Адаптация педагога психолога
- 6 Адаптация педагога психолога
Специфика работы педагога-психолога в период адаптации детей раннего возраста
Период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания: с одной стороны необходимо принять решение отдать ребёнка в детский сад, с другой стороны, со стороны детского сада, необходимо создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды.
Обоснованием для объединения двух значимых субъектов образования семьи и детского сада в единое целое является выделение ребенка центральной фигурой.
В системе психолого-педагогической работы детского сада в период адаптации ведущими являются такие направления, как психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование.
Психологическое просвещение и психологическое консультирование носит профилактический характер. Мы можем говорить о том, что основным средством профилактики отношений и эмоциональной регуляции детей раннего возраста в период знакомства с группой служит информированность родителей, повышение их психологической культуры, а так же активное взаимодействие с сотрудниками и другими детьми группы.
Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога определяется грамотным отбором психолого-педагогических методов. В рамках реализации данного направления психолог заботиться о создании благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательного, воспитательного процесса.
Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации ребенка, поступающего в ДОУ. Решение этой проблемы, требует комплексного подхода.
Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающий поведение детей в этот период также свидетельствует о том, что следует по – новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях социализации.
Целью программы адаптации является: создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
К задачам программы адаптации можно отнести следующие формулировки:
- изучение индивидуальных физических и психологических особенностей ребёнка раннего возраста;
- отслеживание результатов привыкания ребёнка к условиям детского сада;
- обогащение педагогического процесса доступными психолого-педагогическими методами межличностного, игрового взаимодействия.
Этапы постепенного прихода в детский сад.
I этап. Ребёнок и родители.
Тесная связь ребёнка и мамы – основа успешного развития будущей личности ребёнка. В первый период привыкания ребёнка к группе детского сада, мама находится рядом. Отрыв ребёнка от матери происходит постепенно, имеет индивидуальный, щадящий характер.
Администрация детского сада (заведующая, методист, психолог, воспитатели) мобилизуют все возможные усилия в обеспечении комфортных условий пребывания ребёнка и мамы в первые недели. Мама со своим ребёнком и другими детьми включена педагогами в различные виды деятельности. Постепенно ребёнок проживает и принимает все режимные моменты группы, мама более широко знакомится с особенностями организации и содержанием детской деятельности, наблюдает за малышом, выделяет изменения в поведении, и определяет педагогические подходы, помогающие проанализировать возникающие проблемные ситуации. Это позволяет укрепить прочные отношения между педагогами и родителями, выстроенными на принципах взаимопонимания.
II этап. Расширение связи ребёнка с другими взрослыми – педагогом-психологом, воспитателями, узкими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре).
На этом этапе особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Подражание маме активно выражено у ребёнка. Если мама доброжелательна, приветлива в общении с сотрудниками и детьми, то малыш улыбается, вступает в контакт.
В практике работы с детьми раннего возраста необходимо продумать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с сотрудниками ДОУ. Заложить позиции близкого взаимодействия помогают непосредственные контакты мамы и дитя задолго до поступления в детский сад. Это условно описывает новый подход к адаптации, выделенный как предадаптационный период.
Ребёнок 1,5 лет совместно с мамой несколько раз в неделю приходит в детский сад (в психологический кабинет). Здесь осуществляется знакомство с игровым оборудованием, организуются совместные детско-родительские игровые действия. В предадаптационную группу дети приходят постепенно. После того, как ребёнок из одной семьи может спокойно оставаться в течение некоторого времени без сопровождения мамы, сам действует с игровым материалом, только тогда в круг детско-родительского взаимодействия вливается другой малыш вместе со своей мамой. Так постепенно расширяется пространство диалога между родителями и педагогом-психологом, психологом и детьми, ребёнком и другими взрослыми. Значимым приобретением у детей является интерес друг к другу. Утверждающиеся традиции встреч и прощания во время игрового взаимодействия, становятся крепкой основой последующей адаптации ребёнка в детском саду.
Ребёнок переходит к детальному знакомству с объектами, предметами и игрушками. Игровой опыт ребёнка раннего возраста мал и стандартен. Объединение детей, увлечение различными видами деятельности разнообразит представления детей.
Проблема адаптации – это проблема, как родителей, так и воспитателей.
Задача родителей – всячески поддержать, подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Задача психолога, воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. Детский сад, в свою очередь готовится к принятию малышей: осуществляется подбор содержания психолого-педагогической деятельности в период адаптации, с родителями согласовывается индивидуальный график посещения группы, ведутся практикумы, семинары, консультации для родителей на предмет «Как детский сад готов принять ребёнка?»
Педагог-психолог в период адаптации, является непосредственным «технологом» процесса освоения ребёнком группы, учитывает индивидуальность каждого малыша, помогает определить изменившуюся ситуацию в поведении ребенка и помогает родителям определить условия семейного воспитания ребёнка раннего возраста в период начального этапа прихода ребенка в детский сад.
Успешность реализации программы адаптации – это показатель принятия ребёнком условий детского сада.
Содержание психолого-педагогической работы в адаптационный период.
Литература:
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
- Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей – М.: Просвещение.
Адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
· вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – нешкольник);
· ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
· научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
· подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на наш взгляд, на:
· адаптацию к “разноголосице” требований;
· введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной “мамы”);
· выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
· принятие новой позиции – ученик основной школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
· принятие позиции ученик-старшеклассник;
· принятие новичков в коллектив;
· поиск личностного смысла и мотивации учения;
· узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
· организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:
1) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);
2) принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;
3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;
4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;
6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;
8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;
9) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;
10) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей, с целью осмысления результатов адаптационного периода;
11) подготовка итоговой справки-анализа “Об адаптационном периоде в
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9240 –
| 7358 – или читать все.185.189.13.12 © xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Адаптация педагога психолога
Адаптация ребенка к ДОУ
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Эмоциональное общение с каждым ребенком обязательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую интонацию
В период адаптации особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, соблюдению правил поведения, игровой активности – это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.
Учитывая полученные результаты педагогам обратить особое внимание на детей с усложненной адаптацией. Для них необходимо повышенное внимание, тактильные поглаживания, необходимо охранять нервную систему таких детей, окружить их любовью.
Для коррекции эмоционального состояния детей с тяжелой адаптацией педагогам желательно использовать прослушивание музыки, рисование, лепку, релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастику.
Факторы, влияющие на течение адаптационного периода
• умение общаться с взрослыми и сверстниками
• сформированность предметной и игровой деятельности
• приближенность домашнего режима к режиму детского сада
• сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
• готовность родителей к пребыванию ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
• шумовой фон в группе детского сада
• организация предметно – развивающего пространства группы и участка детского сада
• стабильность воспитательского состава
• компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников
Психическая адаптация – перестройка динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.
Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия; вхождение в ролевую структуру группы
Для того чтобы ребёнок смог адаптироваться, а не просто привыкнуть к детскому саду, необходимо помимо музыки, ароматерапии, массажа, игротерапии и т. п. проведение специальных педагогических и психолого-педагогических мероприятий.
РЕБЁНОК ощущает себя в безопасности, находясь рядом со своим близким и значимым взрослым, с которым он прожил вместе первый год своей жизни. Поэтому адаптация дошкольному учреждению проходит легче в том случае, если ребёнок первое время ходит в детский сад со своей мамой или бабушкой. В дошкольном учреждении для ребёнка практически всё новое. Он приспосабливается к новой обстановке, к новым людям, к новому режиму дня, питанию и многому-многому другому. Но главное помочь ребёнку свыкнуться с мыслю, что он будет жить один в этом новом для него мире.
Вначале идёт сравнение того, что ребёнок ожидает встретить или увидеть в детском саду, с той реальной действительностью, с которой он сталкивается, приходя в группу детского сада. От того, насколько соответствую, они друг другу, во многом зависит и характер адаптации.
Дети раннего возраста играют «рядом», а не «вместе». Пока ещё взрослый нужен ребёнку больше, чем его же сверстник. В первые дни дети практически не общаются сами, а наблюдают за поведением других детей и взрослых. Деятельность их большей частью хаотична и непродуктивна. Большую часть времени они присматриваются и прислушиваются, находясь в состоянии временной растерянности. Они мало говорят, не очень чётко воспринимают то, что говорят им другие ребята и взрослые. При этом дети легче воспринимают невербальные сигналы – интонацию говорящего, его мимику и жесты, нежели словесные инструкции.
С целью индивидуального подхода к каждому ребёнку целесообразно предложить родителям ответить на ряд вопросов, касающихся наследственной предрасположенности, особенностей роста развития, привычек, поведения и характера домашнего воспитания их ребёнка.
Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нём?
Чем больше ребёнок будет знать о дошкольном учреждении, чем лучше будет знаком, тем легче пройдёт его период адаптации. Ребёнка следует познакомить со всеми помещениями группы. Доброжелательно и спокойно рассказать ему, для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.
Что делать, когда «новенькие» капризничают? Малыши в период адаптации капризничают и плачут. Это «заразное» явление. От одного ребёнка «цепная реакция» может охватить почти всю группу. В этих случаях одного постоянно плачущего ребёнка можно попытаться временно изолировать от группы. Свободный воспитатель или младший воспитатель, медицинская сестра, индивидуально занимаясь, могут поводить ребёнка по детскому саду, показать ему уголок сказок, музыкальный, спортивный зал, комнату детского творчества, какие-либо другие помещения, где можно спокойно посидеть и поговорить с ребёнком.
Следует снизить уровень требований, не ругать и не наказывать ребёнка. Лучше не сравнивать его самого, его поступки с другими детьми. Чем спокойнее вы отнесётесь к его капризам, чем доброжелательнее к нему будете, тем быстрее он преодолеет свою «капризность»
В первые дни время пребывания ребёнка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребёнка на дневной сон, если он ещё не привык к группе.
Детей целесообразно забирать до обеда и дневного сна. Постепенно время пребывания в группе можно увеличивать.
Не следует разрешать родителям сидеть в соседнем помещении. От этого дети часто нервничают ещё сильнее. Кому из родителей можно находиться в группе, а кому нет, должен решать сам воспитатель, так как воспитателю приходится отвечать за порядок и психологический комфорт в группе.
В первые дни следует предлагать ребёнку помощь и оказывать её, когда нужно ребёнку. Если ребёнок не умеет или не хочет, например, сам одеваться, ему следует помочь, сказав, что в детском саду принято одеваться самим, я буду тебе помогать, но скоро ты сам научишься это делать. Воспитателю всегда необходимо помнить, что для младших дошкольников нужно регулярно повторять последовательность операций при различных видах деятельности. Обучение проходит успешно при совместных видах деятельности.
Старайтесь добиваться хороших доверительных отношений с ребёнком. Помните, что это от этого во многие зависит характер адаптации. Если воспитатель будет ребёнку нравиться, то многие проблемы, связанные с приходом в детский сад, будут сняты.
Важно, чтобы воспитатель помог ребёнку не только познакомиться со всеми детьми группы, но и организовал такие виды совместной деятельности, которые помогли бы ребёнку почувствовать себя членом коллектива сверстников.
Общие организационные рекомендации
Очень важно – обеспечить атмосферу психического комфорта и эмоционального благополучия. А для обеспечения физического комфорта в группе должно быть тихо, тепло, светло и чисто. Одежда детей должна быть лёгкой и просторной. Следует предлагать и настаивать на том, чтобы родители приносили на смену хлопчатобумажную одежду. Одежда и обувь из натуральных волокон является экологически чистой. Через них кожа дышит, не происходит перегревания или переохлаждения.
При организации сна нужно следить за тем, чтобы помещение было проветрено.
В период адаптации аппетит в норме обычно бывает снижен, не нужно принуждать ребёнка есть, доедать всё до конца, если он что-то не доел. Ребёнку младшего возраста можно предложить помочь есть, если у него ещё недостаточно сформирован навык самостоятельной еды.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Эмоциональное общение с каждым ребенком обя зательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую интонацию.
Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
В период адаптации особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, соблюдению правил поведения, игровой активности – это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.
Учитывая полученные результаты педагогам обратить особое внимание на детей с усложненной адаптацией. Для них необходимо повышенное внимание, тактильные поглаживания, необходимо охранять нервную систему таких детей, окружить их любовью.
Для коррекции эмоционального состояния детей с тяжелой адаптацией педагогам желательно использовать прослушивание музыки, рисование, лепку, релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастику.
Какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
- Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя.
- Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
- Называть ребенка ласковым именем, как дома.
- Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
- Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
- При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
- Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, памперс, бутылочка).
- Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
- Использование игр на сближение детей друг с другом.
- Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Исследовательская работа “Деятельность педагога-психолога по адаптации детей к школе”
Тема «Деятельность педагога-психолога по адаптации детей к школе» является актуальной, так как проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения.
Адаптация педагога психолога
Для того чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, очень важно заранее – месяца за 3-4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад – это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе – кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.»
Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, – ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и, в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ – тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться и что, он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», – он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком, о трудностях, которые у него могут возникнуть в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он может обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь предлагать игрушки другим детям.
Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад, – ведь вместе намного веселее!
Лучше, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания — так ему проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно пойдет в садик.
Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Лучше, если этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.
Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственным выходом.
Ребенок привыкнет к садику тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание – никогда не пугайте ребенка детским садом!
В период адаптации эмоционального поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
Уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.
Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
В 1 год 6 месяцев ребенок:
- держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
отрицательно относится к нарушению опрятности; - сообщает о физиологических потребностях;
- спокойно относится к умыванию.
В 1 год 9 месяцев ребенок:
- самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
- самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
- обращает внимание на грязное лицо и руки;
- контролирует физиологические потребности;
- проявляет стремление к самостоятельным действиям;
- знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
- ест аккуратно, не облизываясь;
- при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
- самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
- знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
- пользуется носовым платком (при напоминании);
- контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребенок:
- одевается и раздевается с помощью взрослого;
- расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы.
В 3 года ребенок:
- одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
- складывает свою одежду перед сном;
- застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
- знает назначение многих предметов и их местонахождение;
- выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
- умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
- замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
- регулирует свои физиологические потребности;
- вытирает обувь при входе в квартиру;
- аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
- не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
- говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
Рекомендации для родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду
Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.
Поэтому мы рекомендуем:
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
Расширяйте “социальный горизонт” ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые пару дней посещения детского сада должны быть ограничены 2 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем, если это рекомендует воспитатель, приводить малыша на целый день.
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо желательно смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Не зависимо от возраста ребёнка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. И в каком возрасте он пройдет легче никому не известно. Но вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке, не зависимо от того 1.5 года вашему ребенку или 3.
Самое главное положительный настрой родителей! Если вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Поговорите с вашим сыном или дочерью о садике. Расскажите как там много новых игрушек,сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать!
Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
Поведение – нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит – снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон – восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон – восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Поведение – неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит – длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон – нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.
Адаптация педагога психолога
Адаптация ребенка к детскому саду
Родительская теплота нужна ребенку именно в ту пору, когда он – маленький и беспомощный – всецело зависит от старших! Мать нужна ребенку как источник безопасности. На втором году жизни продолжительная разлука с матерью может оказать негативное влияние: появляются капризность, плаксивость, обидчивость. Длительный эмоциональный стресс ослабляет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть.
Отрыв от дома, близких и родных, и встреча с новыми взрослыми и детьми переживаются малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
- к новой обстановке – помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
Ознакомительный период должен быть обязательно. Малышу нужно познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Лучше всего, если первый раз ребенка приведут на прогулку или в группу после приема детей. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.
В ходе первой встречи необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие «пробные» встречи надо повторить несколько раз. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с воспитателем), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.
Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера. При этом дети оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении.
Первую неделю можно приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком. Родителям можно пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми.
Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2 – 3 часа уже со второго-третьего дня.
Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Родителям следует на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, потренировать его в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.
Во вторую неделю можно попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать. Все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.
Третью неделю лучше забирать ребенка вскоре после дневного сна.
В детский сад желательно поступать с уже сформированными навыками самообслуживания:дети должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком,чистить зубы, одеваться и раздеваться (с помощью взрослых), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Эти навыки только на первый взгляд кажутся элементарными, а как страдают дети, которых родители не научили простым приемам самообслуживания.
Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.
Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, никогда не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада. Постоянный добрый контакт с педагогами позволит родителям избежать многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя. Малыш ложится спать спокойно, у него нет ночных кошмаров или странных страхов, он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.